Выбор города
По алфавиту
По региону
LOCALWAY LOCALWAY
Ярославль
Это ваш город?
Другие гиды
Смотреть ещё

20 главных достопримечательностей Ярославля за один день

Достопримечательности
29217
История основания древнейшего волжского города Ярославля покрыта тайной — ученые до сих пор спорят о его происхождении. Согласно самой распространенной легенде, тысячу лет назад на берегу Волги, где стоит ныне Ярославль, обитал языческий народ, от грабежей которого страдали проходившие мимо по реке купеческие суда. Князю Ярославу Мудрому удалось усмирить язычников, а позже он наведался к ним вновь, задумав принести в эти земли христианскую веру, однако, воспротивились племена и выпустили на князя псов и «люта зверя» — медведя. Без труда справился Ярослав со зверем, испугались не только собаки, но и сами местные жители, покорившись великому князю. На месте победного сражения была заложена Ильинская церковь, а вокруг стал расти город, нареченный в честь князя Ярославлем. Исторические сведения о первых годах существования Ярославля и в самом деле очень скудны, поэтому дата рождения города весьма условна — принято считать, что он был основан в 1010 году. Первое упоминание, датированное 1071 годом, встречается в «Повести временных лет» в связи с «восстанием волхвов» в Ростовской земле, далее предполагается, что в середине XIII века город разоряли монголо-татары, он на время даже прекращал существование, возродившись спустя какое-то время. Интересный факт связан со временем правления Ярославлем Федора Черного — он единственный за всю историю русского государства смог побыть и князем, и золотоордынским ханом, поэтому город не страдал ни от междоусобиц, ни от набегов ордынцев — в то время как в других городах на Руси царили нищета и разруха, Ярославль процветал. Да и после судьба благоволила к Ярославлю, он даже успел в Смутное время побывать столицей Русского государства, здесь пересекались важнейшие торговые пути и ярославские купцы были одними из самых богатых, щедро жертвуя на строительство храмов. Семнадцатый век стал поистине «золотым» для города — в это время даже появился особый архитектурный стиль, получивший имя ярославской школы зодчества, стены храмов покрывались великолепными фресками, а лучшие мастера создавали прекрасные иконы. В XIX веке Ярославль считался одним из самых красивых городов Российской Империи, за что его нарекли «Русской Флоренцией». И сегодня Ярославль не теряет своего очарования, недаром его называют «жемчужиной» Золотого кольца — в уникальной архитектуре его старинных домов и храмов читается и исконно русский стиль, и европейские мотивы, сливающиеся в неповторимый облик старинного белокаменного города на Волге. Его притягательность давно заметили не только туристы, но и режиссеры — здесь снимались «Большая перемена», «Есенин», «Афоня», «Кин-дза-дза», «Доктор Живаго», «Хиромант» и многие другие фильмы. А сегодня мы предлагаем и вам окунуться в неповторимую атмосферу красивейшего города Золотого кольца.
Поделиться

Церковь Николы Мокрого

Достопримечательность, Религия
Церковь Николы Мокрого












09:00–09:15

Прогулку по городу мы начинаем с храма Николы Мокрого, время строительства которого пришлось на самый расцвет ярославского зодчества. С момента принятия христианской веры Николай Чудотворец почитался на Руси особо — у небесного заступника просили благословения отправляющиеся в дорогу путники, девушки загадывали хорошего жениха, да и с любой надеждой шли люди к иконе Николы, так как считалось, что этот святой самый скорый на исполнение простых земных желаний. Поэтому строилось множество храмов, прославляющих Чудотворца, мастерами написано несчетное количество икон, самой необычной из которых является образ Николы Мокрого. Связано появление иконы с чудом, произошедшим в Киеве — как гласит предание, отправилась однажды в путь по реке молодая семья с младенцем, да по недосмотру выпал ребенок из лодки и мигом исчез в воде. Горевали родители несказанно и возносили молитвы Николая Чудотворцу, чтобы спас их дитя, а наутро малыш был найден живым в Софийском храме под иконой Святителя Николая, только был он насквозь мокрый, будто только что его достали из воды — так появился сюжет иконы, изображающей Николу со спасенным младенцем на руках. Храмов в честь иконы Николы Мокрого на Руси было немного, один из них стоит в Ярославле, выстроен он был во второй половине XVII столетия. Поговаривают, будто вырос храм на месте бывшего языческого капища, главный жертвенный камень которого был заложен в фундамент церкви.

Отличается храм пышной отделкой — фасады и наличники пятиглавого храма из красного кирпича декорированы нарядными цветными изразцами, паперть украшает искусно выполненная кованая решетка с цветочными бутонами, а изнутри стены расписаны чудесными фресками, рисующими картины жития и чудес Николая Чудотворца, библейские сюжеты, портреты святых и русских царей. Войти внутрь удается далеко не всем, так как там ведутся реставрационные работы, но даже просто полюбоваться снаружи старинным храмом и чудесными изразцами стоит непременно, а кроме того, как отмечают все туристы, от храма этого просто веет теплом и умиротворением.

Читать полностью Свернуть

Завтрак в Traveler's Coffee

Кофейня
Завтрак в Traveler's Coffee












09:30–10:00

Позавтракать мы предлагаем вам в Traveler’s Coffee на ул. Свободы. Сеть, основанная Кристофером Тара Брауном, известна во многих странах, здесь работают с лучшим кофе из мирового урожая. Благодаря тщательному отбору и обработке на современном оборудовании, кофе здесь обладает насыщенным вкусом и ароматом — он именно такой, каким должен быть! На выбор вам предложат американо, эксперссо, капучино, латте, мокко, пуэр и другие разновидности приготовления этого бодрящего напитка, а в качестве дополнения можно заказать десерт, приготовленный на собственном кондитерском производстве или более «серьезный» завтрак.

Читать полностью Свернуть

Театр драмы им. Ф. Волкова

Театр
Театр драмы им. Ф. Волкова












10:10–10:20

Если вы путешествуете по Ярославлю, то никак нельзя обойти вниманием тот факт, что этот город считается родиной русского театра, поэтому мы отправляемся к роскошному зданию театра драмы им. Ф.Г. Волкова — для этого нужно дойти по ул. Свободы до ул. Ушинского и свернуть влево. Буквально в сотне метров вам встретится небольшой сквер, у входа в который установлен памятник Федору Григорьевичу, которого по праву считают основателем русского профессионального театра. Конечно, театральных трупп в России и до Волкова существовало немало, искусством Мельпомены увлекались, прежде всего, иностранцы, школяры, нередко театральные действа разворачивались «по случаю», но именно с Федора Григорьевича начался настоящий Русский Публичный Профессиональный театр. Русский — потому, что спектакли шли на русском языке, публичный — потому, что он был доступен всем желающим, а профессиональный потому, что актеры впервые стали работать не на энтузиазме, а получали за это зарплату, и актерская игра стала для них профессией.

Интересно, что Федор Волков был самым обычным молодым человеком, его мать, овдовев, вышла замуж за купца Полушкина и уехала с детьми от первого брака к новому супругу в Ярославль. Уже тогда Федор почувствовал тягу театральным зрелищам, участвовал в школьных постановках, но учиться в Москву он все-таки поехал отнюдь не творческой профессии, а к немецким промышленникам. Тем не менее, и там он не оставил своего увлечения, а стал принимать активное участие в студенческих театральных постановках. В 17-летнем возрасте молодой купец надолго отправился по делам в Петербург и вот там-то он и побывал в придворном театре, после чего вплотную занялся изучением сценического мастерства. Вернувшись черед два года в Ярославль, Федор полностью передал купеческое дело своему брату, а сам занялся театром, который стал делом всей его жизни. Самое первое представление прошло в обычном кожевенном амбаре, в постановке играли друзья и родственники Федора, спектакль имел небывалый успех. Уже в следующем году Волков построил отдельное деревянное здание для театра, а вскоре и сама императрица Елизавета Петровна, прослышав про талантливых актеров, пригласила их играть при дворе. В 1756 году был официально учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр», а самому Волкову присвоили звание «первого русского актера», не один год на сцене шли написанные им пьесы, был он в чести и у следующей государыни — Екатерины II.

После отъезда Волкова из Ярославля, театральная жизнь здесь поутихла — его театр был закрыт, работали только частные, которые содержали родовитые жители и губернаторы, и лишь в конце XIX века в городе вновь появился общедоступный театр, а в 1911-м для него было специально выстроено здание, напоминающее роскошный дворец. Фасады зданий украшали колоннады и скульптурные композиции, изображающие мифологических покровителей искусства и горельефы по мотивам античной трагедии, зал был рассчитан на тысячу зрителей — по меркам того времени для провинциального театра это был просто небывалый размах! Здание театра Волкова и сейчас можно смело назвать одним из самых величественных в Ярославле, восхищающих своей неповторимой архитектурой.

Читать полностью Свернуть

Знаменская башня и Власьевская церковь

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры
Знаменская башня и Власьевская церковь












10:30– 11:00

По другую сторону Волковской площади неприступным исполином возвышается Знаменская башня — древнейшее строение Ярославля, возведенное в эпоху Средневековья. Когда-то по линии нынешней улицы Первомайской шли мощные городские укрепления — сначала это был просто высокий земляной вал, а к XVII веку на нем выросли деревянные стены с башнями. Однако вскоре они сгинули в пожаре, и тогда по указу государя всего за десятилетие было выстроено мощное укрепление, состоявшее из 16 башен, четыре из которых были проездными и служили воротами, по которым въезжали в город. Знаменская башня (ее еще называли Власьевской по имени стоявшей рядом церкви) могла соперничать с самыми мощными средневековыми укреплениями на Руси — глухие стены толщиной в шесть метров были прорезаны бойницами и варницами для обливания врага горячей смолой, ворота закрывались тяжелой металлической решеткой, с западной стороны к ним примыкала отводная башня, способная помешать развернуть врагу стенобитные орудия, а на самом верху возвышался шатер с дозорной вышкой и набатным колоколом.

К счастью для ярославцев, башня так и ни разу и не сыграла роль защитника, так как с XVII века ни разу неприятель не подходил к стенам города. А вот в качестве ворот она служила долго — здесь, у въезда в город, государевы люди собирали пошлины, а в построенной немногим позже часовне Знамения Богоматери путники получали благословение на удачную дорогу. Как ни странно, но уникальный памятник, после того, как расшились границы города, и он утратил свое значение, не раз хотели снести, однако, башне удалось уцелеть, и, в зависимости от времени и владельцев, у нее появлялось новое предназначение, она даже использовалась в качестве водонапорной вышки на рубеже XIX-XX столетий. Вокруг старинной башни по-прежнему кипит жизнь, и только у ее стен, несмотря на шум городской суеты, кажется, будто время замедлило бег, и повеяло обаянием Средневековья.

Читать полностью Свернуть

Гостиный двор

Достопримечательность, Памятник архитектуры
Гостиный двор












11:10–11:40

Если следовать по ул. Первомайской, прямо за Знаменской башней мы увидим длинное здание, украшенное открытой галереей с колоннадой — это ярославский Гостиный двор — старинный прообраз современных торговых центров. Так как в Ярославле торговля всегда была бойкой, в самое сердце города на рыночную площадь стекались со своим товаром не только местные купцы, но и заезжие — из ближайших городов, столицы и даже из-за границы. Поэтому еще при Екатерине II вместо запутанных лабиринтов разнокалиберных лавок, палаток и навесов появились каменные строения, в нижних этажах которых располагались торговые помещения, а на верхних проживали сами купцы. Но к началу XIX века они успели порядком обветшать, да и места уже было маловато, так что вместо них выросли новые торговые ряды, так как купцы в те времена уважительно величались гостями, то и здание нарекли соответствующе — Гостиный двор. Расположился он вдоль бывшего земляного укрепления, строительство было поручено тогда еще малоизвестному провинциальному архитектору Петру Панькову, возведение же торговых рядов мгновенно подарило талантливому мастеру заслуженную славу.

Гостиный двор состоял из трех зданий — центральную часть занимал павильон-ротонда, по обеим сторонам расходились длинные крылья-кварталы с располагавшимися внутри купеческими лавками. Целиком архитектурный ансамбль до наших дней не сохранился — еще в начале ХХ столетия часть северного корпуса из-за ветхости была перестроена, обретя черты модерна, южное же крыло с самого начала преследовали несчастья — в середине XIX века оно серьезное пострадало от пожара, а во время революции при подавлении мятежа белогвардейцев повреждения оказались настолько сильными, что его даже не стали восстанавливать, вместо этого в 1929 году было выстроено здание Госбанка, представляющее собой яркий пример советской неоклассики.

Гостиный двор и по сей день выполняет свое торговое предназначение, изменилось разве что название, суть же осталась прежней.

Читать полностью Свернуть

Спасо-Преображенский монастырь

Достопримечательность, Музей, Религия, Памятник архитектуры, Исторический памятник
Спасо-Преображенский монастырь












11:40–13:00

Буквально пара минут — и мы в самом сердце старинного Ярославля — у стен Спасо-Преображенского монастыря, некогда игравшего невероятно важную роль в истории города, являясь его культурным, образовательным и экономическим центром. Кстати, именно здесь был обнаружен драгоценный памятник древнейшей русской поэзии — «Слово о полку Игореве».

История древнего монастыря уходит корнями вглубь веков, практически к дням основания города. Заселив Стрелку людьми из столицы и заложив кремль, князь Ярослав тем самым вытеснил местных язычников, которые стали селиться на берегах Которосли. Племена сопротивлялись князю, желая сохранить свою веру, а Ярослав, в свою очередь, стремился искоренить язычество, а посему на месте каждого разрушенного капища старались возводить христианскую церковь. Вот там-то, на берегу реки, на месте древнего капища, называемого Велесовым, в XII столетии и был заложен Спасо-Преображенский монастырь, причем он играл не только роль духовную, но и оборонительную, заняв место в системе укрепительных сооружений, и образовательную — именно здесь действовало первое в Северо-Восточной Руси духовное училище, переведенное затем в Ростов, работала обширная библиотека, велась переписка книг.

Первая каменная церковь на месте деревянных построек появилась в XIII веке при Ростовском князе Константине Всеволодовиче, примерно в это же время была построена Входоиерусалимская церковь, которая, к сожалению, до наших дней тоже не сохранилась. Как раз в это время Спасо-Преображенскому монастырю стала отводиться особая роль — именно здесь находили вечный покой члены княжеского семейства.

В самом начале XVI века Ярославль охватил страшный пожар, в котором пострадал и главный храм монастыря, но уже скоро был возведен новый, прообразом послужили соборы Московского кремля. Тогда же отстроили Святые ворота — мощную каменную башню, деревянные стены заменили каменными, поставили звонницу, трапезную палату с Рождественской церковью — монастырь стал самой надежно укрепленной частью города, ведь ярославский кремль никогда не имел каменных стен.

Спасо-Преображенский монастырь на протяжении нескольких веков жаловали русские правители, множество раз получал он жалованные грамоты — ко времени упразднения в его владениях находились почти 14 тысяч крестьян, более тридцати сел и пятисот деревень, и это без учета владений в самом Ярославле! Монастырь имел такое сильное влияние на общественную жизнь города, что нередко конфликтовал из-за этого с посадом.

Трудные времена наступили после подписания Екатериной II приказа о секуляризации земель, а в конце XVIII столетия после перевода архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль, монастырь был упразднен, при этом его преобразовали в архиерейский дом. Так закончилась история великого ярославского монастыря. Вплоть до революции здесь существовали архиерейское и семинарское подворья, при этом здания на его территории неоднократно перестраивались, а с приходом власти Советов они стали использоваться в зависимости от насущных потребностей. Только во второй половине ХХ века памятники архитектуры были отданы в ведение краеведческого музея и сейчас здесь можно увидеть отреставрированные старинные здания — величественный Спасо-Преображенский собор, Святые ворота, церковь Ярославских Чудотворцев, башни, кельи, звонницу, хозяйственные сооружения. Глядя на все это, совершенно несложно представить, насколько влиятельным в годы своего расцвета был Спасо-Преображенский монастырь.

Читать полностью Свернуть

Памятник медведю «Символ России, легенда Ярославля»

Достопримечательность
Памятник медведю «Символ России, легенда Ярославля»












13:00–13:15

«Медведь» — наверное, это одна из первых ассоциаций, приходящих на ум иностранцам при упоминании о России, помимо балалайки, матрешки и известного горячительного напитка, поэтому вовсе не зря могучего зверя считают одним из символов нашей страны. А еще образ медведя тесно связан с Ярославлем — помните старинную легенду о сражении князя Ярослава, рассказанную в самом начале? Древнее предание воспринимается настолько серьезно, что даже на гербе и флаге города изображен медведь. Именно эти факты сливаются воедино в очаровательной скульптуре, установленной у Спасо-Преображенского монастыря. Символ города и России был установлен в Ярославле накануне его 1000-летнего юбилея и мгновенно стал любимцем всех туристов — с ним с удовольствием фотографируются все желающие, а особо забавляет еще одна оригинальная задумка — каждый час мишка оглашает окрестности грозным рыком.

Читать полностью Свернуть

Нулевой километр Золотого кольца

Достопримечательность
Нулевой километр Золотого кольца












13:20–13:30

После этого предлагаем вам прогуляться вдоль улицы Первомайской до Воскресенского бульвара, где располагается еще одна достопримечательность, которую просто нельзя пропустить — это Нулевой километр, но вовсе не города Ярославля, а всего Золотого кольца! Чугунный столб, на котором расположены указатели с расстоянием до всех городов самого известного российского туристского маршрута, старинный — он был обнаружен при проведении строительных работ в бывшей усадьбе ярославских купцов Вахрамеевых, находка датируется первой половиной XIX столетия.

Задержитесь на несколько минут у столба, почувствуйте себя в самом сердце старинного Ярославля и знаменитого Золотого кольца.

Читать полностью Свернуть

Обед в ресторане «Иоанн Васильевич»

Ресторан
Обед в ресторане «Иоанн Васильевич»












13:30–14:30

А сейчас приглашаем вас не просто пообедать, а побывать «в гостях у сказки», только сказки советской, экранизированной, всеми любимой под названием «Иван Васильевич менять профессию». Ресторан с колоритным названием «Иоанн Васильевич» находится буквально в двух шагах от Нулевого километра Золотого кольца. Соответствующее настроение у вас появится уже на подступах к ресторану — вход охраняют бояре в красных кафтанах, а внутри встречают киношные бравые молодчики с секирами наперевес. По желанию можно отобедать в Трапезном зале, напоминающем роскошные боярские палаты, в квартире Шпака или инженера Тимофеева.

В «истинно русском ресторане» — именно так позиционирует себя «Иоанн Васильевич» — вас порадуют истинно русской кухней — в меню первые и вторые блюда из рыбы и мяса, холодные и горячие закуски, салаты, домашние соленья, местные колбаски, десерты, выпечка, блины. Кроме этого, у ресторана есть приятная особенность — с понедельника по пятницу с 12.00 до 16.00 действует скидка в размере 30%.

Читать полностью Свернуть

Церковь Михаила Архангела, Церковь Спаса на Городу и Церковь Николы Рубленого

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры
Церковь Михаила Архангела, Церковь Спаса на Городу и Церковь Николы Рубленого












14:40–15:10

После обеда мы отправляемся к главному храму Ярославля — Успенскому кафедральному собору, для этого нужно вернуться на ул. Первомайскую и свернуть на Которосльную набережную, вдоль которой встречается еще три церкви — Михаила Архангела, Спаса на Городу и Никольская.

Время основания самого первого храма Михаила Архангела относят к началу XIII столетия, как большинство церквей тех лет, он был деревянным, сложенным из бруса. Простояло здание почти восемь десятков лет, после чего новую церковь на этом месте возвела супруга князя Федора Черного Анна — дочь ордынского хана, принявшая христианскую веру. Княгиня преподнесла в дар храму образ Божией Матери, богато украшенный золотом, серебром и драгоценными каменьями. Каменный храм начали строить в XVII веке, несмотря на то, что он считался гарнизонным, так как располагался в Стрелецкой слободе, со стороны военного ведомства финансирование было крайне скудным, работы велись на деньги, пожертвованные посадскими людьми, поэтому строительство шло целых двадцать пять лет. Именно этот факт повлиял на архитектуру здания — заложен был храм согласно моде середины XVII столетия — об этом говорят монументальные формы нижнего яруса, стоящего на высоком подклете, торжественные крыльца на ползучих арках (до наших дней сохранилось только одно), зеленные изразцы, украшающие фасады. А вот в завершении храма угадываются черты более позднего периода, для которого характерны большие окна, крупные барабаны и главы, а о закомарах напоминает только ряд кокошников, тянущихся по верху под самой крышей, а легкий шатер колокольни кажется слишком маленьким для монументального основания. Однако, несмотря на некоторую непропорциональность, храм, благодаря сочетанию ярких цветов в оформлении, выглядит торжественным и нарядным.

Точных сведений о самом первом храме на месте, где ныне располагается церковь Спаса на Городу, нет, известно лишь, что здесь она стояла еще во времена правления ярославских удельных князей, то есть до середины XV столетия. А вот каменный храм вместо погибшей в пожаре деревянной церкви был возведен в 1672 году. Так как он располагался на «городском торгу» — главной рыночной площади города, за ним прочно закрепилось название Спаса на Городу. Главным украшением церкви служили фрески, написанные талантливыми мастерами — огромный храм был расписан всего за семь недель. В росписи ярко проявился «ярославский стиль», где стены разбиваются на узкие ярусы. Здесь их семь — четыре из них повествуют о земной жизни Христа, еще два — рассказывают историю Животворящего креста, а последний представлен затейливым орнаментом. Послереволюционная судьба церкви Спаса на Городу мало отличалась от других храмов — она была упразднена, а помещения отданы под склады, однако, восстанавливать ее начали еще в конце 1970-х годов, а уже после передали в руки верующих.

И вот, наконец, на нашем пути встречается церковь Николы Рубленого, в своем названии она несет память о кремле, который именовался Рубленым городом. Это единственный храм ярославского кремля, сохранившийся с XVII века до наших времен. Несмотря на то, что церковь совсем невелика и украшена весьма скромно, ее называют одной из самых красивых и изящных в Ярославле благодаря идеальным пропорциям и гармоничности всех элементов. Белоснежная церковка и в самом деле кажется легкой, невесомой — пять небольших главок на тоненьких барабанах и прорезанный арками шатер словно устремляются в небо, подобно горячей молитве ее прихожан.

Читать полностью Свернуть

Успенский собор

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры
Успенский собор












15:10–15:30

И вот мы на Стрелке — высоком мысе, где сливаются воедино Которосль и Волга, на том самом месте, где тысячелетие назад был основан Ярославль. Как раз накануне 1000-летнего юбилея города, в 2004 году, здесь был заложен Успенский кафедральный собор, полностью все работы были завершены спустя десять лет. Хотя сам собор новый, его история ведет к самым первым дням Ярославля, когда в 1215 году на этом месте был заложен храм. К сожалению, до наших дней он не дожил, ученым лишь удалось выяснить, что сложен он был из плинфы (тонкого кирпича) и украшен белокаменными орнаментами и масками, а пол выложен керамической поливной плиткой. Не один раз за тысячелетнюю историю обветшавший или пострадавший от пожара храм приходилось отстраивать заново, предпоследний, возведенный в XVII веке, был взорван в 1937 году, а на его месте разбит парк. А вот теперь радует глаз выстроенный совсем недавно белоснежный величественный собор — его украшает самая крупная в мире надвратная изразцовая икона Успения Божией матери — ее площадь составляет 37 квадратных метров, а для создания было использовано более тысячи изразцов. Входная арка и фасады здания декорированы цветными изразцами с изображениями, которые издревле применялись при украшении храмов в Ярославских землях.

Рядом с собором за металлическим ограждением можно увидеть звонницу с множеством колоколов, имеющих собственную трагичную историю — здесь собраны колокола, снятые с церквей в ХХ веке в годы антирелигиозной кампании, тогда их увезли в московский Данилов монастырь и только в 2009-м они вернулись на родину и заняли почетное место возле Успенского собора. Колокола здесь собраны совершенно разные — от совсем маленьких до гигантов — вес самого крупного составляет более 2,5 тонн!

Читать полностью Свернуть

Памятник Святой Троице

Памятник Святой Троице












15:30–15:40

На фоне величественного Успенского собора гармонично смотрится необычная скульптурная композиция «Троица». В ее основу легла бессмертная одноименная икона Андрея Рублева, чье изображение Троицы стали считать каноническим. Написанный Рублевым образ иллюстрирует библейский сюжет — однажды в дом к Аврааму пришли три путника, с почестями их встретил хозяин дома и услышал благую весть о скором появлении на свет Спасителя.

Современным мастерам удалось создать поистине уникальную композицию, словно лишенную объема, а упрощенные формы и пропорции придают ей еще большее сходство со старинными фресками. Композиция считается уникальной еще и потому, что представляет собой единственное скульптурное изображение Троицы — до этого православная церковь разрешала создавать в объемных формах только Христа и некоторых святых.

Читать полностью Свернуть

Памятник 1000-летию Ярославля

Достопримечательность
Памятник 1000-летию Ярославля












15:40–15:50

Если свернуть влево от Успенского собора, то мы попадем на самую узкую часть Стрелки, где в честь 1000-летнего юбилея города был разбит великолепный парк с клумбами и фонтанами. Здесь, у самой воды, возвышается памятник, посвященный этому грандиозному событию. Каждый элемент наполнен особым смыслом, собранные вместе они олицетворяют всю историю древнего города — двадцатиметровую стелу венчает сияющий на солнце двуглавый орел — символ российского государства, фигуры у постамента несут в себе собирательный образ жителей города — священника, летописца, женщины с ребенком, воинов, отстоявших город, и только один из образов принадлежит конкретному человеку — основателю города князю Ярославу Мудрому. Барельефы на постаменте и у основания иллюстрируют важные события в жизни города — от его основания до современности, включая изображение Валентины Терешковой — первой в мире женщины-космонавта, родившейся в Ярославле.

Читать полностью Свернуть

Митрополичьи палаты

Музей, Достопримечательность, Памятник архитектуры
Митрополичьи палаты












15:50–16:10

Пройдя от парка по Волжской набережной, мы встретим Митрополичьи палаты — одно из старейших сохранившихся зданий Ярославля. Строились палаты в 80-х годах XVII столетия в качестве парадной резиденции митрополита Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевича. Палаты представляли собой двухэтажную усадьбу, главным украшением которой служили наличники, декорированные затейливой белокаменной резьбой. Вокруг дом был обнесен каменной оградой, внутри которой, помимо самой усадьбы, располагались флигели, хозяйственные постройки и домовая церковь Леонтия Ростовского. Внутри палаты делились на жилые и приемные покои митрополита, располагавшиеся на втором этаже, куда вели большие каменные крыльца, а на нижнем находились служебные помещения и комнаты для прислуги.

Митрополичьи палаты считаются одним из самых удивительных зданий Ярославля — стены здесь необычайно толстые — целых два метра, а помимо этого, встречаются помещения, назначение которых исследователи не могут разгадать до сих пор. Ясно только одно — система инженерного обеспечения дома была тщательно продумана, но она настолько сложна, что понять ее не удалось еще никому. В парадной части дома, в толще стен, находятся странные колодцы, ведущие с нижнего этажа на чердак — при этом входы в них оборудованы дверьми — можно предположить, что это дымоходы, но они тщательно отшлифованы и побелены — это явно не может быть вытяжкой… Возможно, это лифты для подъема еды? Но для этого входы расположены очень неудобно, да и к тому же колодцы ведут на чердак — к чему там еда? И еще один факт — во время реконструкции здания в 1970-х годах реставраторы обнаружили под парадным крыльцом просевший по непонятным причинам грунт — своими силами разгадать тайну они не смогли, пригласили столичных специалистов и… так и остались без ответа — загадочные пустоты под землей располагались не просто так, а упорядоченно, и что это за пустоты, ученым так и не удалось выяснить.

Впрочем, разные загадки не мешают существовать усадьбе уже четвертую сотню лет, успешно принимая гостей — сейчас в Митрополичьих палатах располагается Музей древнерусского искусства, где вниманию посетителей представлены старинные иконы — коллекция небольшая, но интересная.

Читать полностью Свернуть

Церковь Ильи Пророка

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры
Церковь Ильи Пророка












16:10–16:20

Буквально пара минут вдоль Волжской набережной — и вы окажетесь у церкви Илии Пророка и Тихона, чья история ведет не просто к основанию Ярославля, а даже к событиям ему предшествовавшим. Согласно легенде, Ярослав Мудрый, одержав победу над медведем, велел построить на этом месть церковь, случилось это 2 августа — в день, когда чествуют Илию Пророка, отсюда и пошло название храма. Первые церкви были деревянными и часто гибли в огне пожарищ, пока в 1694 году не был возведен каменный храм, сохранившийся до наших времен. Известно, что строилась церковь на средства местных купцов, а вот об архитекторе история умалчивает, но, в любом случае, это был талантливый зодчий, сумевший создать великолепную архитектурную композицию. В величественных колоннадах под треугольными фронтонами и возвышающимся над ними крупным куполом некоторые даже видят сходство с парижским Пантеоном.

Долгое время Церковь Ильи Пророка находилась в очень неприглядном виде, но к 1000-летию Ярославля ее обновили и теперь она своим оригинальным обликом украшает набережную.

Читать полностью Свернуть

Волжская набережная и Волжская башня

Достопримечательность, Исторический памятник
Волжская набережная и Волжская башня












16:30–16:40

А теперь прогуляемся дальше по Волжской набережной, куда в далеком XIII веке выходил торгово-ремесленный посад. Набережная обустраивалась постепенно — сначала, в XVI-XVII столетиях, здесь появились купеческие пристани, а спустя какое-то время стали строиться жилые дома и церкви, вот только берег постоянно размывался водами Волги, а самой набережной, по сути, еще не было. Только после визита Александра I в Ярославль, когда он заметил крайне неухоженное состояние берега, была наконец-таки удовлетворена просьба губернатора и выделены деньги из казны на обустройство набережной. Согласно проекту, нижняя часть берега укреплялась бутовым камнем — его бесплатно по четыре кубометра были обязаны доставлять все суда, прибывавшие в Ярославль, откосы выкладывались дерном, было установлено металлическое ограждение и высажены липовые аллеи — так Волжская набережная обрела оформление.

Проходя по Волжской набережной, чуть дальше Митрополичьих палат мы встречаем монументальное трехэтажное здание — это одна из сохранившихся башен Земляного города, называли ее Волжской или Арсенальной. Выстроена она была во второй половине XVII века и служила главным входом в укрепленную часть посада со стороны Волги. Изначально башня была оборудована отводной стрельницей, которую в начале XIX века разобрали, уже в конце столетия был надстроен третий этаж для размещения арсенала, тогда башня и получила свое второе имя. Очень скоро надобность в арсенале отпала и башню переоборудовали под трактир, с той поры мало что изменилось — сейчас, как и сотню лет назад, в Волжской башне располагается заведение общепита, где можно пообедать или выпить чаю, любуясь на окружающие красоты.

Читать полностью Свернуть

Губернаторский дом

Музей, Достопримечательность
Губернаторский дом












16:50–17:50

Около пяти минут пешей прогулки вдоль Волжской набережной — и вы получите уникальную возможность перенестись из суетного XXI столетия в неспешный XIX век, для этого нужно всего лишь ступить за ворота Губернаторского сада… Здесь, среди зелени деревьев, можно неторопливо прогуляться, наслаждаясь тишиной, отдохнуть на удобных скамьях, полюбоваться на чудесные скульптуры из гранита, мрамора, бронзы и керамики, проглядывающую сквозь зелень деревьев церковь Илии Пророка, расположенную на Ильинской площади, и, конечно же, увидеть еще одну достопримечательность Ярославля — Губернаторский дом. Со стороны набережной он выглядит весьма сдержанно — стиль классицизма диктует собственные правила, а вот со двора он производит совершенно другое впечатление — красивейшая веранда и оригинальные пандусы делают его похожим на величественный дворец. Собственно говоря, он в 1821–1823 годах и создавался, если не как дворец, то как нечто похожее, так как изначально предназначался для императоров в качестве путевого дома, но, по большому счету, он с самого момента постройки использовался еще и как резиденция губернатора. Здесь жили и работали 17 ярославских губернаторов, все российские императоры от Александра I до Николая II посещали этот дом.

Усадьба губернатора и в самом деле производила впечатление — французский писатель и путешественник маркиз Астольф де Кюстин был настолько очарован домом, что целых две главы своей книги «Россия в 1839 году» посвятил именно ему, он нашел в усадьбе отзвуки французского духа XVIII века, который уже нельзя было сыскать в самой Франции.

До наших дней губернаторский дом дошел со значительными изменениями, которые, впрочем, не обезобразили его облик. Сейчас домом можно полюбоваться не только снаружи, но и изнутри, так как здесь располагается Ярославский художественный музей — зайдите — не пожалеете, ведь он признан лучшим провинциальным музеем. В коллекциях представлено уникальное собрание старинных икон ярославской школы, коллекция русского авангарда и полупримитивистского «мещанского портрета» XVIII-XIX веков.

Читать полностью Свернуть

Ротонда на Волжской набережной

Достопримечательность
Ротонда на Волжской набережной












17:50–18:00

Вернувшись на Волжскую набережную и пройдя чуть более двухсот метров, вы окажетесь у белоснежной беседки-ротонды в стиле классицизма, увенчанной большим куполом — она считается одним из символов города и носит имя Губернаторской. Согласно городской легенде, сам губернатор в выходные дни любил сидеть в этой беседке за самоваром и наливал чай всем желающим.

Вообще-то, в Ярославле таких беседок четыре, но именно эта считается главной, так как построена была самой первой — в 1840 году. Простояв чуть более пятидесяти лет, беседка обветшала, причем, настолько, что городская Дума, узнав, какая сумма требуется на ремонт, единогласно решила — дешевле будет ее снести, однако, неравнодушные общественные деятели отстояли беседку, подарив тем самым Ярославлю еще одну достопримечательность.

Читать полностью Свернуть

Храм Рождества Христова

Достопримечательность, Религия
Храм Рождества Христова












18:10–18:30

В сотне метров от Губернаторской беседки располагается храм Рождества Христова, выстроенный в 1644 году. Заказчиками были местные купцы Акиндин и Гурий Назарьевы, однако, им так и не пришлось увидеть свое детище, дело усопшего отца и дяди продолжили сыновья Гурия — Михаил, Иван и Андрей Гурьевы. За основу был взять храм Николы Надеина, однако, братья внесли в проект изменения, в результате которых размеры церкви были значительно увеличены.

Это была вторая посадская каменная церковь, оформление ее, согласно архитектурной моде того времени, достаточно сдержанно, но при этом уникально — здесь впервые в качестве декора были использованы изразцы, украшавшие галереи, крыльца и парапеты надвратной церкви-колокольни. Самым необычным элементом считается изразцовая надпись, опоясывающая четверик с уникальной надписью — встречается такой прием в оформлении храмов очень редко, при этом в тексте упоминаются имена духовных и светских правителей, при которых была построена церковь, но Гурьевы взяли на себя смелость и добавили собственные, упомянув также отца и дядю. Если говорить о колокольне, то смело можно заявить, что ее аналогов в русской архитектуре попросту не существует — от земли поднимается массивный четверик, прорезанный фигурными воротами, во втором ярусе располагается небольшая церковь Гурия, Самона и Авива, окруженная открытой галереей, над ним возвышается третий ярус — восьмерик, прорезанный «звонами» — проемами для колоколов, а завершает все высокий шатер с небольшими башенками.

В XIX веке храм перестраивался, в результате чего его облик существенно изменился и отнюдь не в лучшую сторону, а в советские годы и вовсе ценнейший памятник архитектуры оказался в плачевном состоянии — хоть его и передали музею, средств на реконструкцию не было, и церковь продолжала ветшать. Только в конце 1990-х, когда колокольня грозила обрушением, деньги на реставрацию наконец-то нашлись, и она предстала перед горожанами и гостями Ярославля обновленной.

Читать полностью Свернуть

Ужин в ресторане «Собрание»

Ресторан
Ужин в ресторане «Собрание»












18:30–19:30

На ужин мы приглашаем вам в «Собрание» — удивительный ресторан русской кухни, где все «от и до» пронизано национальным колоритом. Вас встретят оригинальные интерьеры, несущие в себе обаяние старины, особенно отмечают посетители зал с русской печкой, создающей неповторимый уют. В меню представлено более трехсот блюд, приготовленных по старинным русских рецептам, собранным со всех уголков нашей необъятной родины. У вас будет возможность попробовать не только фирменные блюда ресторана, но и вовсе уникальные — когда вы еще сможете поесть томленые в чугунке в русской печи каши с мясом, суточные щи, жаркое или похлебку? А в качестве аперитива вам предложат традиционные русские настойки, приготовленные по оригинальным рецептам из глубины веков.

При желании можно также посетить частный музей «Время и музыка», на территории которого располагается ресторан, увидеть всевозможные старинные музыкальные инструменты, патефоны, колокольчики и услышать с пластинок голоса Шаляпина и Собинова.

Читать полностью Свернуть
Посмотреть все объекты на карте
Поделиться
Похожие гиды