Выбор города
По алфавиту
По региону
LOCALWAY LOCALWAY
Волгоград
Это ваш город?
Другие гиды
главных площадок фестиваля «Рестопарк»
6 главных площадок фестиваля «Рестопарк»
причин приехать на Селигер
7 причин приехать на Селигер
причин, по которым стоит приехать на FOOD2CHINA EXPO 2019
5 причин, по которым стоит приехать на FOOD2CHINA EXPO 2019
главных кинопремьер весны-2019
30 главных кинопремьер весны-2019
отличных ресторанов рядом со стадионом «Волгоград Арена»
7 отличных ресторанов рядом со стадионом «Волгоград Арена»
отличных вариантов отдыха на воде в Волгограде
10 отличных вариантов отдыха на воде в Волгограде
прекрасных мест для семейного отдыха в Волгограде
5 прекрасных мест для семейного отдыха в Волгограде
отличных фитнес-клубов Волгограда для эффективных тренировок
7 отличных фитнес-клубов Волгограда для эффективных тренировок
лучших йога-студий Волгограда
5 лучших йога-студий Волгограда
знаковых мест Мамаева кургана
10 знаковых мест Мамаева кургана
лучших парков Волгограда
8 лучших парков Волгограда
мест для велопрогулок в Волгограде
5 мест для велопрогулок в Волгограде
отличных вариантов активного отдыха в Волгограде
8 отличных вариантов активного отдыха в Волгограде
места для конных прогулок в Волгограде
4 места для конных прогулок в Волгограде
главных кинопремьер декабря
15 главных кинопремьер декабря
главных кинопремьер ноября
14 главных кинопремьер ноября
лучших горнолыжных курортов России
7 лучших горнолыжных курортов России
вариантов зимнего активного отдыха в Волгограде
5 вариантов зимнего активного отдыха в Волгограде
интересных музеев Волгограда
12 интересных музеев Волгограда
мест донского казачества в Волгоградской области
14 мест донского казачества в Волгоградской области
Смотреть ещё

16 главных достопримечательностей Волгограда за один день

Достопримечательности
45052

Город-миллионник, сменивший три названия, но никогда не изменявший принципам честного труда, доблести и готовности встать на защиту Отечества. Населенный пункт, построенный в междуречье в качестве небольшого форпоста от набегов соседей, но разросшийся до промышленного гиганта на самой длинной в Европе реке и разделивший с ней её имя. Сегодня мы прогуляемся по современному Волгограду и узнаем, чем жил дореволюционный Царицын, и как складывалась трагическая судьба Сталинграда.

Печальные события ХХ века стали причиной того, что в городе практически не осталось архитектурных памятников, древние постройки представлены единично и разрозненно, что-то является образцом-новоделом. Но в Волгоград едут не за паломничеством по религиозным святыням и не изучать доисторическую каменную кладку: улицы этого города хранят, пожалуй, самое главное, что есть у человека — Память. О чудовищных деяниях одних и святых поступках других. А все вещественные и рукотворные свидетельства о прежних временах бережно собраны работниками музеев и хранителями монументов, посвященных нескольким значимым эпохам в жизни страны и целого мира.

Million-person city had three city names, but has never changed principles of honest work, valor and readiness to stand up for Motherland. Settlement was built in the interfluve as a small outpost from the raids of neighbors, but expanded to an industrial giant on the longest river in Europe and shared her name. Today we will walk along modern Volgograd and find out what the pre-revolutionary Tsaritsyn lived and how tragic the fate of Stalingrad was. Sad events of the XXth century have caused the city to have almost no architectural monuments, ancient buildings are represented individually and in disunity, something is a sample-novel. But to Volgograd goes not for a pilgrimage on religious relics and not to study prehistoric stone masonry: city streets are, perhaps, the most important thing that a person has — Memory. And all the material and human-made testimonies of past are carefully collected by museum employees and custodians of monuments dedicated to several significant epochs in the life of country and the whole world.

Поделиться

Здание Центрального ж/д вокзала и фонтан «Детский хоровод»

Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник
Здание Центрального ж/д вокзала и фонтан «Детский хоровод»












09:00–09:30

Начать осмотр Волгограда можно прямо со здания Центрального железнодорожного вокзала, оставив вещи в камере хранения или же вернувшись из гостиницы: расположенный в центре, он является отличным ориентиром для встреч и удобной точкой для старта нашего путешествия.

Первые девять лет своей жизни — после открытия движения по Волго-Донской железной дороге в 1862 году — вокзал в Царицыне провел на берегу Волги. В 1871-м открыли прямое сообщение с Москвой, и станция была перенесена на пересечение современных улиц Коммунистическая и Комсомольская. В 1925 году ей дали название Сталинград-1.

С самых первых дней Великой Отечественной работники сталинградского ж/д-узла принимали пассажиропоток 20–25 тысяч человек в сутки. Но 23 августа 1942-го гитлеровские бомбардировщики разрушили вокзал. После войны город восстанавливался в самые короткие из возможных сроков. Нынешнее здание вокзала построили в 1954 году по проекту архитекторов А. Куровского и С. Брискина. Это трехэтажное здание с башней со шпилем в центре. Над входом в арке размещена скульптурная композиция «Апофеоз труда». У главного входа — горельефы о героических событиях Гражданской и Великой Отечественной войн. Стены облицованы мрамором, инкерманским камнем и гранитом. В 1997 году здание вокзала станции Волгоград-I признали памятником архитектуры.

Рядом с вокзалом в 2013 году год была установлена реплика фонтана «Детский хоровод». Этот типовой для того времени городской «монумент» стал известен благодаря фотографиям Э. Евзерихина, сохранившего для истории ужасающий контраст между танцующими детьми и разрушенным войной городом. Снимки были сделаны 23 августа после воздушной атаки немецкой авиации.

Ни один из подобных фонтанов не сохранился. Сталинградский можно увидеть на фотографиях М. Редькина с первого после войны парада физкультурников в мае 1945 года, однако уже в 1951 году при застройке центра города его демонтировали.

На открытии новой композиции авторства А. Бурганова — ученика скульптора оригинальной группы Р. Иодко — присутствовал президент В. Путин. Интересно, что инициировал установку фонтана основатель байкерского клуба «Ночные волки» А. Залдостанов. Фонтан выполнен из композитного пластика, фигуры «подросли» на 20 см, и их рост теперь — 180 см. Новый постамент композиции на 20 см выше оригинального.

Central Railway Station and Fountain «Kids' Round Dance”

You can start a tour directly from the Central Railway Station, leaving your things in a storage room, or coming back from hotel: located in the center, it is an excellent reference point for meetings and a convenient starting point for our trip.

The first nine years after opening train traffic along the Volga-Don railway in 1862 — the station in Tsaritsyn was held on the bank of Volga River. In 1871, they opened a direct connection with Moscow, and the station was moved to the intersection of modern streets of Kommunisticheskaya and Komsomolskaya. In 1925 it was given the name of Stalingrad-1.

Since the very first day of the Great Patriotic War workers of Stalingrad railway node had 20–25 thousand people a day. But on August 23, 1942 Hitler's bombers destroyed the station. After the war, the city was rebuild. Architects A. Kurovsky and S. Briskin built the current building of the station in 1954. This is a three-story building with a tower with a spire in the center. Above the entrance to the arch there is a sculptural composition «The Apotheosis of Labor». At the main entrance there are high reliefs about heroic events of the Civil and Great Patriotic Wars. The walls are faced with marble, Inkerman stone and granite. In 1997, the station building of Volgograd-1 station was recognized as an architectural monument.

Near the station in 2013, a replica of the fountain «Kids’ round dance» was established. This typical «city monument» for that time became famous due to photographs of E. Evzerikhin, who preserved for history a terrible contrast between dancing children and a war-torn city. Pictures were taken on August 23 after an air attack by German aviation.

At the opening of the new composition by A. Burganov President Putin was there. It is interesting that the founder of the biker club «Night Wolves» A. Zaldostanov initiated the installation of the fountain. The fountain is made of composite plastic, the figures «grew» by 20 cm and their growth is now 180 cm. The new pedestal of the composition is 20 cm higher than the original one.

Читать полностью Свернуть

Мемориально-исторический музей

Музей, Достопримечательность, Памятник архитектуры
Мемориально-исторический музей












09:40–09:50

Напротив Привокзальной площади, на углу улиц Коммунистической и Гоголя, в здании — историческом и архитектурном памятнике республиканского значения — в 1993 году открыли Волгоградский мемориально-исторический музей. До 1917-го дом принадлежал старинному царицынскому роду купцов Репниковых. До сих пор не удалось узнать дату постройки особняка и имя первого владельца. Чертежей и каких-либо документов не сохранилось, ученые строят гипотезы, полагаясь на имеющиеся сведения. По одной из теорий дом построили в 1896 году, а в дальнейшем производили только отделочные работы. В распоряжении историков есть письма конца XIX века с информацией о том, что дом еще по окончанию строительных работ (1897 г.) должен был быть обложен налогом. Однако при одной из реконструкций здания музея были обнаружены кирпичи с клеймом 1903 года.

Особенность исторического здания — в двух фасадах, что было большой редкостью в тот период. Небольшой снаружи, особняк оказывается намного больше внутри, чем кажется. Если считать подвал и чердак, то здание состоит из трех этажей и имеет пять (основных) комнат. До сегодняшнего дня неизменными остались массивные сводчатые потолки подвала, которые пережили аж две войны.

Также остается неясным, как особняк использовали с 1905 по 1917 годы. Периодически здесь проходили благотворительные балы, но какие еще функции он выполнял, неизвестно. После революции в особняке Репниковых расположился штаб обороны Совета Царицыно и губернский военный комитет, и уже в 1937-м — Музей обороны Царицына им. Сталина, переименованный в 1948 году в Музей обороны Царицына-Сталинграда.

Общая территория музейного комплекса составляет более 2 тысяч квадратных метров, на 408-ми размещены его экспозиции. Здесь представлены редкие коллекции холодного и огнестрельного оружия российских и зарубежных заводов периода 1-й Мировой войны, личные вещи организаторов и участников обороны Царицына: Сталина, Будённого, Ворошилова. В центре одного из залов под потолком находится настоящая реликвия донского казачества — Памятный штандарт 4-го Донского казачьего графа Платова полка. С этим знаменем казаки сражались на фронтах 1-й Мировой. Также большим интересом у посетителей пользуется модель бронепоезда, часть которого выполнена в натуральную величину.

Memorial and Historical Museum

Opposite the Railway station square, at the intersection of Kommunisticheskaya and Gogol Streets, in the building — a historical and architectural monument of republican significance — in 1993 the Volgograd Memorial and Historical Museum was opened. Until 1917 the house belonged to the old Tsar family of merchants Repnikov. Until now, it was impossible to find out the date of construction and name of the first owner. Drawings and any documents are not preserved, scientists build hypotheses, relied on available information. According to one of theories, the house was built in 1896, and later only final works were done. At the disposal of historians are letters from the end of the XIX century with information that the house still after the completion of construction works (1897) was to be taxed. However, bricks with the stamp of 1903 were found.

The feature of historical building is two facades, which was a great rarity in that period. Looks small from outside, the mansion is much bigger inside. If you count the basement and attic, then the building consists of three floors and has five (main) rooms. Until now, the massive vaulted ceilings of the basement remained unchanged, which survived two wars.

It also remains unclear how the mansion was used from 1905 to 1917. Periodically there were charity balls, but what other functions it performed is unknown. After the revolution, Repnikov Mansion was a headquarter of Tsaritsyno Council and the provincial military committee, and in 1937 Tsaritsyn Museum of Defense named after them. Stalin renamed in 1948 in the Museum of Defense Tsaritsyn-Stalingrad.

Total area of museum complex is more than 2 thousand square meters, its expositions are placed on 408 square meters. There are rare collections of cold and firearms of Russian and foreign factories of the 1st World War, personal belongings of organizers and participants of the defense of Tsaritsyn: Stalin, Budenny, Voroshilov. In the center of one of the halls under the ceiling is a real relic of the Don Cossacks. With this banner, the Cossacks fought on the fronts of the First World War. In addition, you can see a model of the armored train, part of which is made in full size.

Читать полностью Свернуть

Каланча Царицынской пожарной команды

Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник
Каланча Царицынской пожарной команды












10:00–10:20

Пройдя через Комсомольский сад, мы можем полюбоваться необычным старинным сооружением: в XIX веке даже утилитарные постройки возводили по-особенному. Так, не просто в эклектичном стиле, а с использованием особой методики кирпичной кладки — так называемой «тычковой» — при которой кирпичи размещают торцовой частью наружу, строили с 1891 по 1897 год каланчу и здание пожарной части Царицына. Когда-то она была окружена аж семью депо для нескольких обозов, конюшнями и даже библиотекой. На втором этаже здания имелось общежитие для пожарных. При этом каланча является одним из первых зданий в городе, к которому подвели коммуникации: водопровод, центральное отопление и канализацию.

По образцам, сохранившимся с дореволюционных времен исторический объект реконструировали в 1995 году. Сегодня, бывшее важнейшим спасательным «островком» в городе здание из красного кирпича, служит отличной смотровой площадкой: с высоты 30 метров можно осмотреть многие улиц Волгограда и ГЭС.

Fire Command Center Building

Passing through Komsomolsky Gardens, we can admire an unusual old building: in the 19th century, even utilitarian buildings were built in a special way — with a use of special technique of brickwork — the so-called «tychkovoi» — bricks are placed end-to-side, built from 1891 to 1897 a stall and the building of the fire department Tsaritsyn. Once it was surrounded by seven depots for several carts, stables and even a library. On the second floor of the building there was a hostel for firefighters. At the same time, the tower is one of the first buildings in the city that had utilities: plumbing, central heating and sewerage.

According to the samples preserved from pre-revolutionary times, the historical building was reconstructed in 1995. Today, the former red bricks building, the most important rescue «island» in the city, is an excellent viewing platform: from a height of 30 meters you can see streets of Volgograd and hydroelectric power stations.

Читать полностью Свернуть

Новый экспериментальный театр

Достопримечательность, Театр
Новый экспериментальный театр












10:30–10:45

Совсем рядом со знаменитой каланчой находится здание Волгоградского государственного нового экспериментального театра (НЭТ). Когда-то в 1988 году, после скандального роспуска труппы театра им. Горького, НЭТ формировался в сложной ситуации отсутствия ресурсов и при этом — огромного желания энтузиастов бороться за новые формы и пути сценического искусства. Труппу собрали за три месяца. Для репетиций и спектаклей она получила старинное здание, которое нуждалось в капитальном ремонте.

В 1915 году царицынским купцом Репниковым был построен Дом науки и искусства. Зрительный зал был рассчитан на 1100 мест. У входа располагались скульптуры в виде львов, а по бокам фасада — барельефы на заглавные темы постройки. Здание вмещало в себя библиотеку, музыкальные классы, место для репетиций и выступлений театрального кружка и музей. В коммерческих целях демонстрировали картины кинематографа. Однако уже в 1916 году здесь разместили раненых из сгоревшего лазарета, а затем — Совет рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов и военный госпиталь.

В 1922 году в отремонтированном здании вновь подняли театральный занавес. Помимо драмы показывали оперетты и балеты. С 1933 года театр работал в качестве самостоятельного творческого коллектива под именем краевого драматического — имени Горького — в память о его визите в город.

В течение Сталинградской битвы площадь Павших борцов стала местом ожесточённых боёв, и здание сильно пострадало. Только в августе 1952-го была осуществлена реконструкция театра. Центральный вход украсила колоннада со скульптурами.

В свое время на эту сцену выходили Татьяна Доронина, Иннокентий Смоктуновский, Иван Лапиков, Анатолий Равикович и другие замечательные актеры. Сегодня в здании театра играет труппа Отара Джангишерашвили, в репертуаре которой более тридцати спектаклей. Этот коллектив стал первым в стране, перешедшим на контрактную систему работы. Новый экспериментальный театр, по словам критиков, старается находить новые (необходимая тавтология) формы общения со зрителем, интерпретируя произведения великих драматургов и прозаиков, оставляя нетронутой суть.

New Experimental Theatre

Near fire lookout tower is the building of Volgograd State New Experimental Theater (NET). Once in 1988, after the scandalous dissolution of Gorky troupe, NET was formed in a difficult situation of lack of resources and at the same time — the great desire of enthusiasts to fight for new forms and ways of performing arts. The troupe was gathered in three months. For rehearsals and performances, it received an old building that needed major repairs.

In 1915 Tsaritsyn merchant Repnikov built the House of Science and Art. The hall was designed for 1100 seats. At the entrance there were sculptures in form of lions, and on sides of facade — bas-reliefs on the main themes of construction. The building had a library, music classes, a place for rehearsals and theater performances and a museum. For commercial purposes, they showed cinema. In 1916 wounded were placed here from the burned up infirmary.

In 1922, the theatrical curtain was raised in the renovated building. In addition to drama, operetta and ballets were shown. Since 1933 the theater has worked as an independent creative collective under the name of the regional dramatic theatre — the name of Gorky — in memory of his visit to the city.

During the Battle of Stalingrad, the Square of the Fallen Fighters became a place of fierce fighting, and the building was badly damaged. Only in August 1952 the theater was reconstructed. The central entrance was decorated with a colonnade with sculptures.

Tatiana Doronina, Innokenty Smoktunovsky, Ivan Lapikov, Anatoly Ravikovich and other wonderful actors appeared on this stage.

Читать полностью Свернуть

Завтрак в кофейне Long Bird

Кофейня
Завтрак в кофейне Long Bird












11:00–11:30

11:00–11:30

На завтрак мы отправимся в кофейню Long Bird, что находится буквально в десяти минутах ходьбы от театра. Здесь с восьми утра начинают варить вкусный кофе, кормят свежей выпечкой и десертами.

Читать полностью Свернуть

Площадь Павших Борцов

Достопримечательность, Исторический памятник
Площадь Павших Борцов












11:40–12:10

Часть Площади Павших Борцов — сквер, плавно переходящий в Аллею Героев. Когда-то у стен городской крепости возник «стихийный» рынок, который в свою очередь стал постоянным крестьянским базаром, где также имелись и торговые ряды с купеческими магазинами, кабаками, харчевнями. Площадь со временем получила название Александровской. В 1916 году был построен Александро-Невский собор в честь спасения Царской семьи в железнодорожной катастрофе.

В 1919 году Царицын захватили войска Врангеля. Через год на главной площади были захоронены 55 тел погибших в Гражданскую войну, обнаруженных в подвалах, и 9 февраля 1920 года, в память об этих событиях, это место было переименовано в Площадь Павших Борцов. Над братской могилой установили памятник, а позже — к 40-летию Октябрьской революции — гранитный обелиск.

Во время Сталинградской битвы площадь стала местом кровопролитных боёв. 31 января 1943 года в подвалах Центрального универмага бы взят в плен фельдмаршал Паулюс со штабом, а 4 февраля на площади прошел митинг в честь завершения тягостной битвы. Позже, рядом с могилой защитников Царицына были похоронены бойцы, погибшие в схватке за Сталинград. 1 февраля 1963 года на Площади Павших Борцов загорелся Вечный Огонь.

Волгоградский ЦУМ, где мотострелковой бригадой Бурмакова был окружен немецкий фельдмаршал и еще 23 генерала, в советское время считался одним среди шести лучших универмагов страны. В 1938 году был претворен в жизнь проект архитектора Цубиковой по оригинальной застройке четырехэтажного магазина с угловым входом с площади. Во время войны фасад здания был полностью изуродован, верхний этаж снесен еще в первые дни.

По окончанию Второй мировой волгоградский ЦУМ, внутри и вокруг которого, по сути, произошел один из ключевых моментов Сталинградской битвы, по мнению историков, во многом предопределивший итоговую победу советских войск, — сначала восстановили, но в 1960-е старое здание будто бы исчезло: главный вход в универмаг заменили на вход в пристройку с левой стороны. Исторический облик здания можно оценить лишь со стороны улицы Островского: эта часть здания почти нетронута архитекторами.

В честь 60-летия победы над фашизмом в 2003 году в историческом подвале Центрального универмага Волгограда открыли музей «Память». Это один из немногих музеев в нашей стране, где рассказывается о быте армии противника. В помещении, где был схвачен Фридрих Паулюс, восстановлен интерьер тех времен.

Здесь же находится знаменитое волгоградское дерево ― тополь, переживший Сталинградскую битву и имеющий на своем стволе многочисленные свидетельства военных действий.

Square of Fallen Soldiers

Part of the Square of Fallen Sodiers is the square, smoothly passing into Alley of Heroes. Once a «spontaneous» market emerged near the walls of the city fortress, which in turn became a permanent peasant bazaar, where there were also shopping malls with merchant shops, taverns, food places. The area eventually became known as Alexandrovskaya. In 1916, the Alexander Nevsky Cathedral was built in honor of saving the Tsar's family in a railway accident.

In 1919 Tsaritsyn captured Wrangel troops. A year later, 55 bodies of those killed in the Civil War were found buried in the basement, and on February 9, 1920, in memory of these events, this place was renamed to the Square of Fallen Fighters. A monument was established above the common grave, and later — to the 40th anniversary of October Revolution — a granite obelisk.

During the Battle of Stalingrad, the area became the place of bloody battles. January 31, 1943 in the basement of the Central Department store, Field Marshal Paulus was imprisoned with the headquarters, and on February 4 a meeting was held in the square in honor of the end of the painful battle. Later, near the grave of defenders of Tsaritsyn were buried soldiers who died in the battle for Stalingrad. On February 1, 1963, the Eternal Fire lit up on the Square of the Fallen Soldiers.

Volgograd Central Department Store, where a German Field Marshal and 23 generals were surrounded by the motor-shooting brigade Burmakov. In 1938 the project of architect Tsubikova was implemented in the original building of a four-story store with a corner entrance from the square. During the war, the facade of the building was completely disfigured; the top floor was demolished in the first days.

At the end of the Second World War Volgograd Central Department Store, inside and around which, in fact, there was one of the key moments of the Battle of Stalingrad. According to historians largely predetermined the final victory of the Soviet troops — first restored, but in the 1960s the old building seemed to have disappeared: the main entrance to the department store was replaced by the entrance to the extension on the left. The historical appearance of the building can only be assessed from Ostrovsky Street: this part of the building is almost untouched by the architects.

In honor of the 60th anniversary of the victory over fascism in 2003, the museum «Memory» was opened in the historic cellar of the Central Department Store of Volgograd. This is one of few museums in our country, which tells about the life of army of the enemy. In the room where Friedrich Paulus was captured, the interior of those times was restored.

Here is the famous Volgograd tree — poplar, survived the Battle of Stalingrad and has on its trunk numerous evidence of military actions.

Читать полностью Свернуть

Аллея Героев

Достопримечательность, Исторический памятник
Аллея Героев












12:20–12:50

Аллея Героев соединяет Площадь Павших Борцов и набережную им. 62-й Армии, пересекая проспект им. Ленина, улицы Чуйкова и Советскую.

Этот бульвар в центре города состоит из трёх (когда-то разных) параллельно идущих улиц. По обеим сторонам — жилые здания в восемь этажей в стиле сталинского ампира. На крышах домов под номерами 1 и 2 установлены макеты медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина, полученные Волгоградом за массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне.

В самом начале по проекту Аллеи Героев хотели объединить площадь Павших Борцов и центральную набережную города широким проспектом, и расположить на нем площадь Славы и музей Победы. Обе эспланады, по замыслу архитекторов Алабяна, Левитана и Гольдмана, должна была соединять гигантская арка Победы. Однако идея авторов не была воплощена, и в Волгограде появился широкий зеленый бульвар с прогулочной зоной между длинных зданий в едином архитектурном стиле.

Завершающим элементом в облике Аллеи Героев стали стелы Героев Советского Союза, на которых увековечены имена 127 сталинградцев. Не так давно Аллею в Волгограде капитально реконструировали: асфальт поменяли на цветную брусчатку, облагородили зеленые насаждения, поставили новые фонари по периметру пешеходной зоны. Теперь здесь работает любопытная иллюминация «Звездное небо»: центральная часть аллеи сверху подсвечивается большим количеством маленьких фонариков.

Alley of Heroes

This boulevard in the city center consists of three parallel streets. On both sides — residential 8-storey buildings in style of the Stalin Empire. On the roofs of houses numbered 1 and 2, models of the medal «The Gold Star» and the Order of Lenin, received by Volgograd for mass heroism and courage in the defense of the Motherland in the Great Patriotic War, were installed.

At the very beginning of the project of the Alley of Heroes wanted to unite the the Fallen Soldiers and the central embankment of the city with a wide avenue, and to place on it the Glory Square and the Victory Museum. Both esplanades, according to the plan of the architects Alabyan, Levitan and Goldman, were to connect the giant Victory Arch. However, the idea was not embodied, and a wide green boulevard with a promenade appeared.

The final element was the stele of the Hero of the Soviet Union, on which the names of 127 Stalingradians were immortalized. Not so long ago Alley in Volgograd was thoroughly reconstructed: colored paving stone, green areas, new lanterns were put along the perimeter of the pedestrian zone. Now the curious illumination «Starry sky» works here: a large number of small lanterns illuminates from above the central part of the alley.

Читать полностью Свернуть

Центральная набережная

Достопримечательность, Памятник архитектуры
Центральная набережная












13:00–13:30

По Аллее Героев спускаемся к Центральной набережной, которая проектировалась как парадный вход в большой город-порт на великой русской реке. Основное архитектурное решение — главная лестница, увенчанная белыми восьмиколонными пропилеями. Они установлены в месте основной переправы в 1942 году. Терраса, колоннады и ротонда, декорирующие берег, восстановлены по дореволюционным эскизам. Своего рода «отправной точкой» для всех зеленых насаждений на верхней террасе стал фонтан «Искусство». Вокруг него есть лавочки и цветочные клумбы. Установленный в 1957 году, поначалу он носил название «Дружбы народов». Постамент из красного гранита с композицией из трех с бронзовых фигур: девушки танцуют в народных костюмах. Авторы проекта — скульптор Алешин и архитектор Шалашов. В начале 1990-х годов комплекс оборудовали красивой подсветкой. Ежегодно именно здесь проходят праздничные мероприятия и народные гуляния.

Центральная набережная получила имя 62-й армии, бойцы которой во время Сталинградской битвы ценой нечеловеческих усилий не подпустили гитлеровцев к берегу Волги. По ней происходила эвакуация мирных жителей, фронтовики снабжались боеприпасами и продовольствием, и, уступив этот плацдарм, советские войска потеряли бы город. Бои шли буквально за каждый метр земли. И сейчас у нас есть возможность наслаждаться мирным небом, путешествуя по самой длинной реке Старого Света.

Речной вокзал Волгограда — крупнейший не только в России, но и в Европе. Длина его здания почти достигает длины столичной Красной площади — 296 м, ширина — 36 м, высота — 47 м. Сюда могут одновременно причалить шесть теплоходов. Строительство начали в 1967-м, первую очередь сдали в 1980-м. Вторая очередь, включая концертный зал, который превратил вокзал еще и в один из культурных центров города, была завершена к 1989 году. Большой достопримечательностью Волгограда стал установленный в нем орган Rieger-Kloss. Сегодня Речной вокзал чуть больше развлекательный, чем транспортный центр. Здесь работают кафе и рестораны, клубы и фитнес-зал.

Central Riverfront

Along the Alley of Heroes we go down to Central Riverfront, which was designed as a front entrance to a big city-port on the great Russian river. The main architectural solution is staircase. Terrace, colonnade and rotunda, decorating the river bank, restored to pre-revolutionary sketches. A kind of «starting point» for all green spaces on the upper terrace was the fountain «Art». Around it there are benches and flower beds. Established in 1957, at first it was called «Friendship of People». A pedestal made of red granite with a composition of three with bronze figures: the girls dance in folk costumes. The authors of the project are the sculptor Aleshin and the architect Shalashov. In the early 1990s, the complex was equipped with a beautiful backlight. Every year festive events and festivities take place here.

The central embankment received the name of the 62nd Army, whose soldiers during the Battle of Stalingrad at the cost of inhuman efforts did not let the Nazis to the Volga bank. It evacuated civilians, the front-line soldiers were supplied with ammunition and foodstuffs, and, yielding this bridgehead, the Soviet troops would lose the city. Now we have opportunity to enjoy the peaceful sky, traveling along the longest river of the Old World.

The river station of Volgograd is the largest not only in Russia, but also in Europe. The length of its building almost reaches the length of the capital Red Square — 296 m, width — 36 m, height — 47 m. Six ships can simultaneously approach it. Construction began in 1967, the first stage was done in 1980. The second stage, including the concert hall, which turned the station into one of the cultural centers of the city, was completed by 1989. The big sight of Volgograd became the organ Rieger-Kloss established in it. Today the River Station is a little more entertaining than the transport center. There are cafes and restaurants, clubs and fitness.

Читать полностью Свернуть

Прогулка на пароходе (панорама города, «Танцующий мост», Волжская ГЭС)

Достопримечательность, Панорамный вид
Прогулка на пароходе (панорама города, «Танцующий мост», Волжская ГЭС)












13:30–14:30

С городского Речного вокзала можно отправиться на прогулку на теплоходе. Увидеть панораму города-порта нужно обязательно. Ведь не зря он столетиями рос, а заботливые человеческие руки возводили красивые здания, аллеи, памятники. Все это во многом утраченное, но и бережно восстановленное величие неспешно проплывет перед глазами путешественника.

Что же касается современных достопримечательностей, то самая, правильнее всего сказать, любопытная из них — «танцующий мост» через Волгу. Сооружение наделало немало шума несколько лет назад, и не лучшим образом «прославило» Волгоград набиравшими тысячи просмотров в интернете видеороликами с движущимся из стороны в сторону (амплитуда до одного метра!) дорожным покрытием. Автомобильная 30-километровая переправа в 2010 году была на время закрыта, пока не удалось устранить колебания основания.

Ну и на «десерт» экскурсии — крупнейшая гидроэлектростанция в Европе. Местное технологическое «чудо» настолько велико, что соединяет собой два города: Волгоград и Волжский. Первый гидроагрегат был протестирован здесь 22 декабря 1958 года, так что не за горами 60-летний юбилей. Около полутора тысяч заводов из пятисот городов СССР поставляли сюда оборудование и специалистов.

Волжская ГЭС, официально запущенная в 1961-м поражает объёмом строительства. Например, при монтаже конструкций использовано 85 тысяч тонн металла. Длина одной из плотин — более трех километров! К сожалению, станция оказывает негативное влияние на экологическую ситуацию в регионе, затрудняя, например, нерест рыбы. Но в то же время является функциональным памятником мощнейшим и грандиознейшим возможностям человека как создателя. Это зрелище, потрясающее своим величием.

Boat trip (city views, Dancing Bridge, Volga Hydroelectric Power Station)

From the city River Station you can go on a boat trip. You should definitely see panorama of the port city. It was not for nothing that it grew up for centuries, and caring human hands established beautiful buildings, avenues, monuments.

«Dancing bridge» across the Volga is the most interesting modern attraction. It had not the best reputation and «glorified» Volgograd not the best way, which gained thousands of views on the Internet with video clips moving from side to side (amplitude up to one meter!) by the road surface. Automobile 30-kilometer ferry in 2010 was closed for the time being, until the ground fluctuations were eliminated.

And for «dessert» — the largest hydroelectric power station in Europe. The local technological «miracle» is so great that it connects two cities: Volgograd and Volzhsky. The first hydroelectric unit was tested here on December 22, 1958. About one and a half thousand plants from five hundred cities of the USSR supplied equipment and specialists.

Volzhskaya HPP, officially launched in 1961, is striking in its volume of construction. For example, 85 thousand tons of metal were used for the assembly of structures. The length of one of the dams is more than three kilometers! Unfortunately, the station has a negative impact on the ecological situation in region, making it difficult, for example, to spawn fish. However, at the same time it is a functional monument to the most powerful possibilities of man as a creator. This is a spectacle, amazing with its greatness.

Читать полностью Свернуть

Стена Родимцева

Достопримечательность, Исторический памятник
Стена Родимцева












14:40–15:00

Вернувшись после прогулки обратно к Речному порту, мы по набережной двинемся в сторону музея «Сталинградская битва», но по пути осмотрим еще один памятник ВОВ ― Стену Родимцева. Причальная стена на набережной получила свое имя в честь генерал-майора, командующего 13-ой стрелковой дивизией. Здесь осенью 1942-го дивизия высадилась во главе с Родимцевым, это десантирование признано одним из решающих ходов в Сталинградской битве.

В конце августа немцы все ближе продвигались к Волге. Дивизия Родимцева находилась на левом берегу в составе резервных сил. В сентябре 1942 года положение Сталинграда стало критическим, и 13-я дивизия сосредоточилась в Красной Слободе, откуда затем переправилась в центр города, взяв курс на средоточие лучших сил врага. Буквально под огнем бойцы переплывали на бронекатерах и баржах к противоположному берегу. И дивизии Родимцева удалось нанести сокрушительный удар по неприятелю.

Ближе к концу войны, когда победа советских войск была предопределена, на причальной стене сделали памятную надпись: «Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева», — а позже ее дополнили словами: «Выстояв, мы победили смерть». Большие черные буквы были видны далеко за пределами Сталинграда.

Так выглядит стена Родимцева и сейчас. Возникала мысль поменять буквы на металлические, но ветераны 13-ой дивизии отвергли подобный вариант реконструкции. При восстановительных работах в городе, в частности, при строительстве новой набережной, была оставлена лишь та часть стены Родимцева, где сделана надпись, а остальное — разрушено.

Rodimtsev Wall

Going back after a walk to the River Port, we will go along the riverfront towards the Stalingrad Battle Museum, but on the way we will explore another monument of the Great Patriotic War - the Wall of Rodimtsev. The quay wall on riverfront got its name in honor of the Major General, commander of the 13th Infantry Division. Here in fall of 1942 the division landed at the head of Rodimtsev, this landing was recognized as one of the decisive moves in the Battle of Stalingrad.

At the end of August, the Germans moved closer to Volga. Rodimtsev's division was on the left bank as part of the reserve forces. In September 1942, the position of Stalingrad became critical, and the 13th Division concentrated in Krasnaya Sloboda, from which it then crossed into the center of the city, heading for the center of the best forces of the enemy. Literally, under fire fighters swam on armored boats and barges to the opposite shore. Rodimtsev's division managed to deal a crushing blow to the enemy.

Toward the end of the war, when the victory of the Soviet troops was predetermined, a memorial inscription was made on the quay wall: "Rodimtsev guardsmen were here to die," and later it was added with the words: "After we stood, we defeated death." Large black letters were visible far beyond Stalingrad.

This is how Rodimtsev's wall looks now. There was an idea to change letters to metal, but veterans of the 13th Division rejected it. During restoration works in the city, in particular, when building a new riverfront, only that part of Rodimtsev wall was left where the inscription was made, and the rest was destroyed.

Читать полностью Свернуть

Сталинградская битва

Музей, Достопримечательность, Исторический памятник
Сталинградская битва












15:20–16:00

Музей-панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» — крупнейшее живописное полотно России, размер которого 16 метров высоту и 120 в длину! Две тысячи квадратных метров искусства и тысяча — предметного плана. Таким образом, панорама не только исторически в качестве памятника восстанавливает события битвы за Сталинград, она сама по себе является памятником культуры, произведением искусства. Считается также, что эта достопримечательность наиболее объективно отражает взгляды и идеологические моменты нескольких временных отрезков: с момента замысла в 1943–1944 годах до открытия экспозиции 8 июля 1982-го прошли четыре десятилетия.

Зрителю предстает грандиозная (другого слова не подобрать) панорама сражения 26 января 1943 года. Видны очертания города: Дом Павлова, площадь 9-го января, вокзал станции Сталинград-1, заводы «Красный Октябрь» и «Чермет». Художники огромное внимание уделили деталям театра военных действий и топографии, тщательно проработали взаимодействие различных родов войск, артиллерии, авиации, пехоты и танков.

Мемориальный комплекс необычной формы включает в себя музей и фондохранилище, а также непосредственно круговую панораму.

The Panorama Museum «Defeat of the German Fascist Forces near Stalingrad» is the largest pictorial canvas in Russia, the size of which is 16 meters high and 120 meters long! Two thousand square meters of art and one thousand of a subject plan. Thus, the panorama not only historically as a monument restores the events of the battle for Stalingrad, it itself is a cultural monument, a work of art. It is also believed that this landmark most objectively reflects the views and ideological moments of several time intervals: from the time of the plan in 1943–1944 until the opening of the exposition on July 8, 1982, four decades passed.

The spectator is presented with impressive panorama of the battle on January 26, 1943. The outlines of the town are visible: the Pavlov House, the square on January 9, the Stalingrad-1 station, the Krasny Oktyabr and Chermet plants. The artists paid much attention to the details of the theater of operations and topography, carefully worked out the interaction of various kinds of troops, artillery, aviation, infantry and tanks.

The memorial complex of unusual form includes a museum and a storage facility, as well as a directly circular panorama.

Читать полностью Свернуть

Мельница Гергардта

Достопримечательность, Исторический памятник
Мельница Гергардта












16:05–16:20

Памятники истории, главным образом, времен Великой Отечественной здесь на каждом шагу: бои, никто и никогда не устанет повторять, шли за каждый метр земли. Вот и знаменитая полуразрушенная Мельница…

В 1899 году семья предпринимателей-немцев получила разрешение на постройку мукомольного комбината в этом районе, в то время очень удобным с точки зрения логистики и транспорта. Первая мельница, заработавшая через год, позже пострадала от пожара, и к маю 1908-го появилась новая — а, точнее, целый пищевой комбинат самых передовых технологий с маслобойным и рыбокоптильным комбинатом вдобавок. В 1911 году годовой оборот компании «Гергартд и наследники» составлял 1,2 миллиона рублей.

После революции мельница была национализирована. Она работала до 14 сентября 1942 года, пока в здание не попали фугасные бомбы. Подразделение лейтенанта Червякова сначала заняло здание, затем оставило его в тылу. Однако после ожесточенных боев до 20 сентября выжившие советские солдаты все-таки отступили к мельнице.

Специфика боев в жилой зоне города заключалось в захвате узлов обороны — зданий с мощными стенами, подвалами, с возможностью выдержать прямые попадания снарядов. Сплошная линия фронта отсутствовала, деревянные и одноэтажные постройки игнорировались. К 20 сентября в мельнице Гергардта оборону занял 3 батальон 42 стрелкового полка 13 дивизии. Мельница, дома Заболотного и Павлова стали «Пензенским» узлом обороны (по тогдашнему названию улицы), при этом здание комбината осталось единственным многоэтажным и таким прочным в районе центральной набережной в руках советских воинов. Фронт пришёл в движение в январе 1943 года. Мельница находилась в полуокружении 58 дней, выдержав многочисленные попадания бомб. Эти повреждения видны и сейчас — почти каждый квадратный метр стен рассечён пулями, осколками. Взрывами из строения выбиты сотни кубометров очень качественной кирпичной кладки и железобетона.

При восстановлении города после войны мельницу решили оставить такой, какой она предстала после нечеловеческих боев, в качестве «живого» примера разрушительности Сталинградской битвы. Расположение этого места памяти и определило локацию для создания музейного комплекса «Сталинградская битва», одним из экспонатов которого стало и здание мельницы. Разрушенная снарядами мельница Гергардта служит символом жестокости, которая затронула судьбу каждого жителя Волгограда.

Gerhardt Grinding Mill

In 1899, a family of German entrepreneurs received permission to build a flour-grinding mill, at that time very convenient from the point of view of logistics and transport. The first grinding mill, which was opened a year later, suffered from a fire, and by May 1908 a new — and, more precisely, a whole food factory of the most advanced technologies with a butter grinding mill and a fish-smoking plant — was added. In 1911, the annual turnover of the company «Gerhardt and heirs» was 1.2 million rubles.

After the revolution, the mill was nationalized. It operated until September 14, 1942, while high-explosive bombs did not enter the building. The division of Lieutenant Chervyakov first occupied the building, then left it in the rear. However, after fierce fighting until September 20, the surviving Soviet soldiers still retreated to the grinding mill.

Specificity of fighting in the residential zone of the city consisted in the seizure of defense units — buildings with powerful walls, cellars, with the ability to withstand direct hits of shells. A solid front line was missing, wooden and one-story buildings were ignored. By September 20th, in Gergardt grinding mill, the defense was occupied by the 3rd Battalion of the 42th Rifle Regiment of the 13th Division. The Mill, Zabolotniy and Pavlov houses became the «Penza» defense node, while the building of combine remained the only multi-storey and so durable in the central embankment area in the hands of Soviet soldiers. The grinding mill was in a semi-environment for 58 days, withstood numerous hits of bombs. These damages are visible and now — bullets, fragments dissect almost every square meter of walls. Explosions from the structure are carved out hundreds of cubic meters of very high-quality brickwork and reinforced concrete.

When the city was rebuilt after the war, the grinding mill decided to leave it as it appeared after inhuman battles, as a «living» example of the destructiveness of the Battle of Stalingrad. The location of this place of memory also determined the location for the creation of the museum complex «Battle of Stalingrad», one of the exhibits of which became the mill's building.

Читать полностью Свернуть

Дом Павлова

Достопримечательность, Исторический памятник
Дом Павлова












16:20–16:30

На этом участке пути мы перемещаемся буквально между соседними зданиями. Когда площадь Ленина называлась еще площадью 9-го января, специально для сотрудников Облпотребсоюза и управления комиссии Совпартконтроля были построены два четырехэтажных дома-близнеца. Эти жилищные условия считались одними из лучших в городе: рядом дома связистов и работников НКВД, от здания к Волге проложена асфальтированная дорога.

В середине сентября 1942-го, во время ожесточенных боев в этом районе, было принято решение превратить один из домов в опорный пункт: расположение строения давало возможность обстреливать занятую врагами территорию Сталинграда на более чем 2 км на север и юг и на 1 км на запад. Сержант Павлов вместе с группой солдат закрепился в доме Облпотребсоюза, с тех пор жилое здание — пункт обороны — получило его имя. К третьему дню в дом Павлова пришло подкрепление с оружием. Оборону улучшили путем минирования подходов, поэтому штурмовые группы гитлеровцев долгое время не могли захватить здание. Между домом Павлова и мельницей Гергардта была прорыта траншея, из подвала дома гарнизон держал связь с командованием, находившимся в мельнице.

В течение 58 дней 25 бойцов отражали ожесточенные атаки фашистов, удерживая сопротивление врага до последнего. Каковы были потери немцев до сих пор неизвестно. Однако Чуйков в свое время заметил, что немецкая армия при штурме дома Павлова понесла в несколько раз большие потери, чем при взятии Парижа. Отмечается и тот факт, что обороняла здание группа солдат 11-ти национальностей, сумевшая стать образцом дружбы и единения народов в ходе Великой Отечественной войны. Все участники, и сам Павлов, не принимавший участия в обороне дома из-за ранения, были удостоены правительственных наград.

По окончанию войны началось долгое восстановление дома. Здание в прямом смысле по кусочкам собирала бригада женщин-строителей. Дом Павлова в Сталинграде был восстановлен одним из первых. На торцевой части здания была сделана колоннада и мемориальная доска с изображением солдата —собирательного образа участников обороны. На доске можно прочесть слова: «58 дней в огне». На другой стороне дома в мае 1985 года появился фрагмент красной кирпичной стены со строками: «Отстроим тебя родной Сталинград!», — посвященный трудам строительной бригады А.М. Черкесовой.

Pavlov House

In mid-September 1942, during the fierce fighting in the area, it was decided to turn one of the houses into a stronghold: the location of the structure made it possible to shell the enemy's occupied territory of Stalingrad by more than 2 km to the north and south and 1 km to the west. Sergeant Pavlov, along with a group of soldiers entrenched in the house of the Oblpotrebsoyuz, since then the residential building — the point of defense — has received his name. By the third day, reinforcements with weapons arrived at Pavlov's house. Defense was improved by mining approaches, so the assault groups of Nazis for a long time could not capture the building. Between the house of Pavlov and Gerhardt grinding mill a trench was dug, from the basement of the house the garrison kept in touch with the command in the mill.

Within 58 days, 25 fighters reflected the fierce attacks of fascists, keeping the enemy's resistance to the last. What were the losses of the Germans is still unknown. However, Chuikov once observed that the German army, during the storming of Pavlov's house, suffered several times more losses than when taking Paris. It is noted that the group of soldiers of 11 nationalities defended the building and managed to become an example of friendship and unity of people during the Great Patriotic War. All participants, and Pavlov himself, who did not take part in the defense of the house because of injury, were awarded government awards.

At the end of the war, a long restoration of the house began. The building in the literal sense of the pieces collected a team of women builders. The house of Pavlov in Stalingrad was restored by one of the first. On the front part of the building was made a colonnade and a plaque depicting a soldier-a collective image of the participants in the defense. On the board you can read the words: «58 days on fire». On the other side of the house in May 1985 appeared a fragment of a red brick wall with the lines: «We'll rebuild your native Stalingrad!» — dedicated to the works of the construction Cherkessova team.

Читать полностью Свернуть

Площадь Ленина

Достопримечательность
Площадь Ленина












16:30–16:50

Площадь, на которой расположен дом Павлова, до революции называлась по Никольской церкви, которая красовалась тут прежде. Это было непримечательное место остановки обозов, везущих рыбу из Астрахани и Царицына в Москву и другие города. В 1920-х, в память о Кровавом воскресенье, она получила новое имя — площадь 9-го января. В годы первых пятилеток вид города постоянно менялся, на месте разрушенной церкви были построены жилые дома.

Как рассказывалось ранее, при осмотре нами других трагических мест памяти, в ходе войны застройка площади была максимально разрушена, здесь велись самые ожесточенные бои. При благоустройстве Сталинграда в послевоенные годы, в 1951-м построили четыре одинаковых жилых здания, образующих вокруг дома Павлова каре, определив таким образом характер дальнейшей застройки площади. Вскоре новые дома объединили полукруглой колоннадой, а торец дома Павлова оформили образом героя-победителя на фоне картины оборонительных боёв.

После монтажа в 1960-м памятника Ленину работы скульптора Е. Вучетича и архитектора Т. Захарова, площади досталось имя вождя пролетариата. Бронзовая фигура Владимира Ленина была изготовлена на Мытищинском заводе художественного литья. Общая высота скульптуры с постаментом в итоге составила 18,8 метра.

Lenin Square

The square on which Pavlov's house is located, before the revolution, was named after St. Nicholas Church, which used to adorn here before. It was an unremarkable place for stopping the carts carrying fish from Astrakhan and Tsaritsyn to Moscow and other cities. In the 1920s, in memory of Bloody Sunday, it received a new name — the square of January 9th. During the first five-year plan, the city appearance was constantly changing, and houses were built on the site of the ruined church.

As it was told earlier, when we examined other tragic places of memory, in the course of the war the building of the square was destroyed as much as possible, the fiercest battles were fought here. With the improvement of Stalingrad in the post-war years, in 1951, four identical residential buildings were built, forming around the Pavlov's house square, thus determining the character of the further development of the square. A semicircular colonnade united new houses, and the end of Pavlov's house was decorated with the image of the hero-winner in the background of the picture of defensive battles.

After establishing in 1960 of the monument to Lenin, the work of sculptor Vuchetich and architect Zakharov, the square got the name of the leader of the proletariat. The bronze figure of Vladimir Lenin was made at the Mytishchi plant of artistic casting. The total height of the sculpture with the pedestal in the end was 18.8 meters.

Читать полностью Свернуть

Обед в кафе-пекарне «Коржик»

Пекарня/кондитерская, Кафе
Обед в кафе-пекарне «Коржик»












16:55–17:40

Место для нашего обеда — уютное кафе-пекарня «Коржик» на улице Советской.

Интерьер кафе очень нежный и воздушный: большие панорамные окна, нежно-розовый текстиль, множество милых и отлично подобранных друг к другу предметов декора, открытая витрина с разнообразной выпечкой и кондитерскими изделиями. В меню — разнообразие интернациональной классики: бургеры, вареники, румяные пирожки, куриные наггетсы, кроличьи сосиски с картофельным пюре, равиоли с уткой и тыквой, рыбные котлетки, кальмары на гриле, треска с вялеными томатами, перепелка с гратеном, домашние пельмешки, салат с куриным филе и соусом песто, говядин в воке, суп с креветками и куриным филе и многое-многое другое.

Читать полностью Свернуть

Мамаев Курган

Достопримечательность, Панорамный вид, Памятник архитектуры, Исторический памятник
Мамаев Курган












18:00–19:30

Пятнадцать минут езды на знаменитом волгоградском метротраме, и мы у главной достопримечательности Волгограда.

Мамаев курган, возвышающийся над городом, на военно-топографических картах обозначался как «Высота-102,0». Название, по легенде, связано с именем татарского военачальника Мамая. Возвышенность эта была главным звеном в общей схеме обороны Сталинградского фронта: отсюда просматривался и простреливался весь город. Здесь в последние месяцы 1942-го проходили ужасающие, кровопролитные бои. Склоны холма были в прямом смысле «перепаханы» бомбардировками, минами, снарядами. Земля перемешалась с осколками. В этом месте невозможных человеческих потерь 2 февраля 1943 года завершилась Сталинградская битва.

Сегодня здесь простирается огромный памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». В состав входят знаменитый монумент «Родина-мать», вводная композиция-горельеф «Память поколений», Стены-руины, Площадь Стоявших насмерть, Зал Воинской славы, Аллея пирамидальных тополей, Монументальный рельеф, Площадь Героев, Площадь Скорби, Мемориальный дендропарк у подножия и Воинское мемориальное кладбище. Восхождение на гору по аллеям, как отмечают все побывавшие тут, само по себе похоже на ритуал и производит невероятное впечатление на каждого.

Между площадью «Стоявших насмерть» и площадью Героев расположены так называемые Стены-руины. Две огромные каменные стены с обеих сторон от зрителя нагнетают созданную атмосферу военного Сталинграда. Объемные горельефы солдат с напряженными лицами и со стиснутым в руках оружием, и танков, и орудий, вырубленные в стенах, — такие реалистичные. На левой части надписи-лозунги тех страшных дней (многие взяты со стен разрушенных домов Сталинграда) «За Волгой для нас земли нет!», «Ни шагу назад!», «Мы клянемся»… На вершине — солдат с винтовкой. Это знаменитый снайпер Василий Зайцев.

Резкие диагональные линии на правой стене отражают стремительность движений. В дополнение ко всему из репродукторов звучат выстрелы, песни военных лет, гул истребителей и голос Левитана, передающий сводки новостей с поля боя.

Поднявшись по лестнице между стен-руин, выходим на площадь Героев. В центре ― огромный бассейн в 2300 квадратных метров. По замыслу создателей мемориала, он символизирует вечную жизнь, победу над силами зла. Слева от искусственного водоема высится гранитная стена, на которой выбиты строки: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?». По другую сторону расположено шесть онемевших статуй, символизирующих подвиги бойцов и защитников города. Заканчивает линию скульптур площади Героев композиция, олицетворяющая победу над фашизмом: солдаты уничтожают его символы — гидру и свастику.

Скульптуры площади как ответ на строки с противоположной стены: люди мертвы, но подвиги их живы до сих пор. По лестнице отсюда попадаем на площадь Скорби. Возникший перед нами мемориал выполнен по мотивам католической Пьеты: он изображает скорбящую мать, держащую на руках своего сына. Она оплакивает своего любимого героя, склонившись над телом погибшего. Скульптура окружена Озером Слез. Рядом с площадью Скорби на Мамаевом кургане захоронен дважды герой Советского Союза маршал Чуйков. Все части мемориального комплекса выполнены в одном стиле, объединены общей идеей, но все они особенны.

Здесь же расположен Зал Воинской Славы. Это строение в форме цилиндра с прямоугольным входом. При входе в зал на стене — мозаика в виде медали «За оборону Сталинграда». В центре овального помещения высится мраморная рука с зажженным факелом ― рука помощи от тех, кто погиб ради нашего будущего. Над факелом есть сферическое отверстие, через которое при нужном ракурсе видна скульптура «Родина-Мать». На стенах пантеона — 34 алых плиты, окаймленных черными лентами. На них нанесены имена погибших в битве за Сталинград, ужасающая цифра: 7500 фамилий. Каждый час здесь проходит смена караула.

Площадь Скорби — финальная композиция перед центральным монументом Мамаева кургана — скульптурой «Родина-мать зовет!». Памятник возвышается над землей на 52 метра. Холм, на котором он стоит, насыпной ― его высота около 14 метров. Общая высота Родины-матери с учетом меча равна 85 метрам: она входит в число самых высоких статуй мира.

С обеих сторон к вершине Мамаева кургана ведут несколько дорожек, одна из которых со стороны площади Скорби. Вдоль них — надгробные плиты с именами отдавших свою жизнь в сражениях под Сталинградом. Есть здесь и могила неизвестного солдата. По общим подсчетам в кургане под скульптурой «Родина-мать зовет!» захоронено 34 500 человек ― солдат и простых людей, ставших в годы войны героями своего Отечества.

Автором монумента «Родина-мать зовет!» в Волгограде стал скульптор Е. Вучетич. Статуя закреплена на 2-метровом постаменте, который, в свою очередь, держится на фундаменте под землей. Строительство скульптуры шло с использованием особой технологии: изнутри памятник удерживается не только жестким каркасом, но сотнями крепких тросов, которые не позволяют каркасу прогнуться под тяжестью бетона.

Родина-мать на Мамаевом как будто созывает своих сынов, героев на защиту Отечества. Растрепанные по ветру волосы, широко раскрытые глаза и губы женщины, стремящейся вперед, резкие линии всей фигуры, рука, распростертая над городом, над Волгой ― все это создает ощущение мощи, напряжения, тревоги. Туристу, находящемуся на вершине кургана у подножия Родины-матери, открывается невероятный вид не только на сам ансамбль, но и на Волгоград и самую длинную реку в Европе.

Tumulus of Mamai

Fifteen minutes drive in famous Volgograd metro tram, and we are at the main sight of Volgograd.

Mamayev Kurgan, towering above the city, on military topographic maps was designated as «Height-102.0». The name, according to legend, is associated with the name of Tatar military commander Mamai. This elevation was the main link in general scheme of the defense of the Stalingrad Front: from here the whole city was seen and shot through. Here in the last months of 1942 were horrible, bloody battles. The slopes of the hill were literally «plowed» by bombing, mines, shells. The earth was mixed with fragments. In this place of impossible human losses on February 2, 1943, the Battle of Stalingrad was completed.

Today, here is a huge monument-ensemble «Heroes of the Battle of Stalingrad.” It includes the famous monument «Motherland», the introductory composition-high relief «Memory of Generations», The walls-ruins, the Square of Standing to Death, the Hall of Military Glory, the Alley of Pyramidal Poplars, the Monumental Relief, Heroes Square, the Square of Sorrow, the Memorial Dendropark at the foot and Military memorial cemetery. Climbing the mountain along the alleys, as noted by all who have visited here, in itself looks like a ritual and makes an incredible impression on everyone.

Between the «Standing To Death» and the Heroes' Square there are the so-called «Ruined Walls». Two huge stone walls on either side of the viewer create the atmosphere of military Stalingrad. The voluminous high reliefs of soldiers with tense faces and with arms clasped in their hands, and tanks and tools, cut down in the walls, are so realistic. On the left side of the inscription there are slogans of those terrible days (many are taken from the walls of the destroyed houses of Stalingrad) «There is no earth behind the Volga!», «No step back!», «We swear» … At the top is a soldier with a rifle. This is the famous sniper Vasily Zaitsev.

The sharp diagonal lines on the right wall reflect the swiftness of the movements. In addition to all of the loudspeakers, shots, war-time songs, the rumble of fighters and Levitan's voice are heard, transmitting news reports from the battlefield.

Rising up the stairs between the walls of the ruins, we go out to the Heroes' Square. In the center is a huge pool of 2300 square meters. According to the plan of the creators of the memorial, it symbolizes eternal life, victory over the forces of evil. To the left of the artificial pond there is a granite wall on which the lines are broken: «The iron wind beat them in the face, and they all went forward, and again a feeling of superstitious fear enveloped the enemy: did the people go on the attack, are they mortal?». On the other side are six numbed statues, symbolizing the feats of fighters and defenders of the city. The composition completing the line of sculptures of Heroes' Square, personifying the victory over fascism: soldiers destroy his symbols — hydra and swastika.

Sculptures of the square as an answer to the lines from the opposite wall: people are dead, but their exploits are still alive. On the stairs from here we get to the Square of Sorrow. The memorial that arose before us is based on the Catholic Pieta: he depicts a grieving mother holding his son in his arms. She mourns her favorite hero, bending over the body of the deceased. The sculpture is surrounded by Lake of Tears. Near the Square of Sorrow on Mamayev Kurgan was twice buried the hero of the Soviet Union Marshal Chuikov. All parts of the memorial complex are made in the same style, united by a common idea, but all of them are special.

Here is the Hall of Military Glory. This structure is in the form of a cylinder with a rectangular entrance. At the entrance to the hall on the wall — a mosaic in the form of a medal «For the Defense of Stalingrad." In the center of the oval room is a marble hand with a lit torch, a helping hand from those who died for our future. Above the torch there is a spherical hole through which, with the necessary foreshortening, the sculpture «Motherland-Mother» is visible. On the walls of the pantheon there are 34 scarlet plates bordered with black ribbons. They bear the names of those who died in the battle for Stalingrad, a horrifying figure: 7,500 names. Every hour there is a change of guard.

The Square of Sorrow is the final composition in front of the central monument of Mamayev Kurgan — with the sculpture «Motherland is Calling!». The monument rises 52 meters above the ground. The hill on which it stands, in bulk — its height is about 14 meters. The total height of Motherland, taking into account the sword, is 85 meters: it is one of the highest statues in the world.

On both sides to the top of Mamayev Kurgan there are several paths, one of which is from the area of the Tribulation. Along them — tombstones with the names of those who gave their lives in the battles of Stalingrad. There is also the grave of an unknown soldier. According to general estimates, 34 500 people — soldiers and ordinary people, who became heroes of their Motherland during the war years — were buried in the mound under the sculpture «Motherland Calls!»

The author of the monument «Motherland Calls!» In Volgograd was the sculptor Vuchetich. The statue is fixed on a 2-meter pedestal, which, in turn, is kept on the foundation under the ground. The construction of the sculpture went with the use of special technology: from inside the monument is held not only by a rigid frame, but by hundreds of strong cables that do not allow the frame to bend under the weight of concrete.

Motherland on Mamai seems to call his sons and heroes to defend the Fatherland. The hair, dishevelled by the wind, the wide-open eyes and lips of a woman striving forward, the sharp lines of the whole figure, the hand stretched over the city, over the Volga, all this creates a feeling of power, tension, anxiety. The tourist, who is at the top of tumulus, has an incredible view not only of the ensemble itself, but also of Volgograd and the longest river in Europe.

Читать полностью Свернуть

Храм Всех Святых

Достопримечательность, Религия
Храм Всех Святых












19:40–20:00

Мысль о создании храма как религиозного символа боевого подвига возникла в 1993 году, ― тогда место под церковь на территории Мамаева кургана освятил патриарх Алексий II. Но закладка первого камня состоялась только в 2000-м. Через четыре года был установлен главный купол. От государства поддержки не дождались, хотя патриарх дважды давал благословение на строительство. Собор рядом с братской могилой возвели исключительно благодаря пожертвованиям населения. Некоторую помощь оказал «Лукойл», выделив средства на достройку церкви. Освящение храма Всех Святых в Волгограде митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом прошло 9 мая 2005 года. С его открытием Мамаев курган стал по-настоящему целостным мемориальным комплексом.

Высота нового собора — около 33 метров без креста. Церковь украшена пятью титановыми куполами: четыре расположены параллельно друг другу, а пятый возвышается над курганом на 38 метров. Над входом сложен узор из витражных стекол. При этом, строительство храма Всех Святых на Мамаевом кургане все еще не закончено. Необходимо укрепить соборную площадку, построить подпорную стену во избежание сползания земли под асфальтом и возвести звонницы.

Temple of all Sacred

The idea of creating a temple as a religious symbol of a combat feat arose in 1993 — then Patriarch Alexy II consecrated the place for the church in the Mamayev Kurgan. But the laying of the first stone took place only in 2000. Four years later, the main dome was established. The state did not wait for support, although the patriarch twice gave a blessing for construction. The cathedral near the mass grave was built, thanks to donations of the population. The consecration of the Church of All Saints in Volgograd took place on May 9, 2005. With its opening, Mamayev Kurgan became a truly holistic memorial complex.

The height of the new cathedral is about 33 meters without a cross. The church is decorated with five titanium domes: four are parallel to each other, and the fifth towers over the mound at 38 meters. Above the entrance is a pattern made of stained glass. At the same time, the construction of the Church of All Saints on Mamayev Tumulus is still not finished. It is necessary to strengthen the cathedral ground, to build a retaining wall in order to avoid the slipping of the ground under the pavement and build the belfry.

Читать полностью Свернуть

Ужин

Ресторан
Ужин












20:10–21:00

21:00–00:00

Чтобы отметить окончание такого насыщенного на впечатления дня не менее достойным ужином, предлагаем вам вернуться в центр и, в зависимости от пожеланий на вечер, выбрать заведение. Желающим изысканного ужина советуем обратить внимание на рестораны Semifredo, «Княгининский Двор» или немецкий ресторан с собственной пивоварней «Бамберг». Кого привлекает демократичная атмосфера, интерьеры в стиле лофт и простая, но добротная кухня, по достоинству оценят бургерную Beefy Burgers, бары Draft Craft, «МамаНоркаПапаБобер», «Друзья». Не особо голодные, но желающие на славу повеселиться должны запомнить два называния: ветеран барной жизни города — «Ведров», и первый в городе крафтовый бар Alyaska со своей особой атмосферой и обаятельными барменами.

Читать полностью Свернуть
Посмотреть все объекты на карте
Поделиться
Похожие гиды