Александринский театр находится в центре Санкт-Петербурга, в 5-10 минутах ходьбы от станции метро «Гостиный Двор». Рядом расположен Екатерининский сквер.
Здание представляет собой памятник архитектуры XIX века, построенное по проекту знаменитого К. Росси. Величественное строение, выполненное в стиле ампир, украшено колоннадами, лоджией и декоративными портиками. Фасад оформлен лепниной и скульптурами, самая известная из которых ‒ четвёрка лошадей во главе с Аполлоном, расположенная на аттике фасада.
Интерьер также сохранён практически в первозданном виде. Залы декорированы многочисленными барельефами, фризами, арками и балюстрадами. Стены расписаны мастерами-живописцами, а в пятиярусном зрительном зале расположены удобные кресла с бархатной обивкой и золочёной резьбой.
В репертуаре Александринского представлены лучшие произведения театральной классики и современные спектакли. Также здесь пробуют свои силы молодые режиссёры.
Этот остров очерчен рекой Фонтанкой, каналом Грибоедова, небольшим отрезком реки Мойки и Крюковым каналом. Название за островом закрепилось из-за располагавшейся здесь еще в XVIII веке Успенской церкви, которую потом переименовали в храм Спаса на Сенной.
Весь остров пронизывает Садовая улица, одна из старейших улиц в городе. Здесь же пролегают большой отрезок Невского и Вознесенского проспектов, Итальянская улица, Караванная, Думская, Гороховая, Большая Подьяческая и многие другие. Особый ансамбль составляет одна из красивейших улиц мира — улица зодчего России. На Спасском острове, от воспетой в прозе и поэзии Сенной площади начинает разбег один из самых длинных в городе проспектов — Московский.
Здесь же, на Спасском острове находятся знаковые петербургские объекты: Александринский театр, Инженерный замок, Михайловский сад, Русский музей, Михайловский театр, Государственная академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича, Российская национальная библиотека, Большой государственный Санкт-Петербургский цирк, Пассаж, Гостиный двор, Апраксин двор, Сенная площадь, Юсуповский сад и многое-многое другое.
Спасский остров до предела насыщен историй, культурой, торговлей и всяческими красотами — от парадных дворцов до старинных узких переулков.
«Воспоминания будущего» в Александринском театре приурочены сразу к двум знаменательным датам — 200-летию М.Ю. Лермонтова и 140-летию В.Э. Мейерхольда. Спектакль Валерия Фокина — это прямой диалог с легендарным спектаклем «Маскарад» Мейерхольда 1917 года, являющимся последней постановкой императорского театра (премьера совпала с началом Февральской революции). Художница Ника Вылегжанина восстанавливала костюмы, созданные почти сто лет назад по рисункам Александра Головина. У Головина же позаимствованы разноцветные занавеси, светящийся пол, наклонный помост, сложенный из полупрозрачных квадратов, воссозданные Семеном Пастухом. Также и Петр Семак, исполнивший роль Арбенина, воспроизводит интонирование, мимику, пластику Юрия Юрьева — любимого трагика Мейерхольда. Эксперимент Александринского театра еще раз доказывает, что мейерхольдовский шедевр, после того, как его возобновляли, запрещали, закрывали, он возрождался вновь, и, окончательно сойдя со сцены, не угас.
Режиссер — Валерий Фокин
Премьера — 19 сентября 2014 года.
Именно Александринский является родоначальником всех российских театров: его история начинается с указа 1756 года, подписанного императрицей Елизаветой. Александринский принял современное обличье спустя 76 лет после своего рождения: Карл Росси разработал архитектурный план здания в стиле ампир. Театр был назван в честь императрицы Александры Федоровны. Именно здесь провалилась чеховская «Чайка», с негодованием отвергнутая публикой, не понимающей новой эстетики драматического искусства. Такие известные режиссеры, как Всеволод Мейерхольд, Георгий Товстоногов, Григорий Козинцев, Николай Акимов ставили на этой площадке свои спектакли.
С 2003 года художественным руководителем театра является Валерий Фокин. Помимо его постановок, в репертуаре присутствуют спектакли Андрея Могучего, Кристиана Люпы, Камы Гинкаса, Оскараса Коршуноваса. В 2013 году открылась Новая сцена Александринского театра под руководством Марата Гацалова. Там происходят различные экспериментальные спектакли и мероприятия, работают молодые режиссеры и артисты.
Зрители, подразумевающие, что на сцене бывшего императорского театра можно увидеть лишь классическую постановку, очень сильно ошибаются, потому что, в первую очередь, эстетика Мейерхольда направляет Фокина при создании своих спектаклей. Яркая театральность, метафоричность в сочетании с острой игрой – вот три кита, на которых стоит Александринский.
Стоит посмотреть: «Ксения. История любви», «Счастье», «Воспоминания будущего», «Изотов», «Старая женщина высиживает», «Укрощение строптивой», «Ваш Гоголь».
Безумно красивый театр! Постановка "Женитьба" Гоголя это бесподобное представление.