Выбор города
По алфавиту
По региону
LOCALWAY LOCALWAY
Санкт-Петербург
Это ваш город?
Другие гиды
Смотреть ещё

5 вокзалов Петербурга

Транспорт
1246
Сегодня в Петербурге действуют пять железнодорожных вокзалов. Каждый имеет не только свое направление, но и свое лицо, свою историю и свою особенную атмосферу. Конечно, прочувствовать такую атмосферу удается не всегда, ведь вокзалы — это место спешки, волнений, встреч и прощаний. Однако если выкроить немного времени и познакомиться с петербургскими вокзалами чуть ближе, то они непременно вознаградят за такое внимание и смогут рассказать о себе много всего интересного.
Поделиться

Балтийский вокзал

Вокзал
Балтийский вокзал












Этот вокзал расположен на площади имени себя — площади Балтийского вокзала. Совсем рядом находится набережная Обводного канала. С недавнего времени Балтийский вокзал обслуживает только пригородные направления: Сосновоборское, Ивангородское, Гдовское и Лужское. В прошлом году отсюда ходили поезда в Таллин, но затем направление упразднили.

Балтийский вокзал построили в 1857 году по проекту архитектора Александра Кракау. В то время он назывался Петергофским. Но как только в 1872 году сюда прибыл первый поезд из Таллина, вокзал стал называться Балтийским.

Балтийский вокзал построили по примеру восточного вокзала в Париже. Правда, Кракау переработал общий план сооружения, в результате чего оно получило форму буквы П. В левом крыле располагались царские апартаменты, в правом — помещения для обычных пассажиров. Ну а центральная часть — это просторный зал, который и сегодня поражает своими торжественными объемами.

Центральный фасад вокзала украшают две башенки и полукруглый витраж с часами марки Буре. В ХХ веке часы стали электрическими и работают исправно до сих пор.

Открытие вокзала состоялось 21 июля 1857 года: состав из 14 вагонов с 300 пассажирами отправился в Петергоф и прибыл на конечную станцию через 1 час 15 минут. Среди пассажиров было много высокопоставленных лиц, включая барона Штиглица, на деньги которого строился и вокзал, и железнодорожная ветка до Петергофа.

Сегодня на Балтийском вокзале представлен весь спектр услуг для пассажиров пригородных поездов: залы ожидания, кассы, кафе, комнаты отдыха, магазины, медпункт и т.д.

Читать полностью Свернуть

Витебский вокзал

Вокзал
Витебский вокзал












Витебский вокзал — это первый вокзал России. Изначально он назывался Царскосельским, и от него ходили поезда в Царское село (ныне город Пушкин). Первое здание вокзала было деревянным, его построили в 1837 году. Движение на участке Санкт-Петербург — Царское Село торжественно открыли 30 октября 1837 года.

Потом, в 1852 году, на этом месте построили каменное здание, и оно простояло до начала ХХ столетия. И, наконец, в 1904 году было возведено нынешнее здание, по проекту академика архитектуры С.А. Бржозовского.

Когда вокзал достроили, и горожане получили возможность оценить новое строение, отклики были самыми восторженными. Несмотря на то, что вокзал стал одним из первых общественных зданий в стиле модерн, и город тогда еще не привык к таким новшествам, петербуржцам творение Бржозовского понравилось. Причем понравилась не только архитектура, но и «начинка».

По замыслу Бржозовского, внешний облик здания отражает его внутреннюю конструкцию, которая, в свою очередь, весьма рациональна.

Надо признать, что и сегодня взвешенность объемов радует глаз не меньше, чем изысканная внутренняя отделка вокзала. Просторные залы, ажурные металлические конструкции, обилие воздуха и тщательно продуманные детали привлекают туристов со всего мира. Витебский вокзал традиционно входит в экскурсионные программы.

Но совсем не обязательно быть организованным в группу туристом, чтобы насладиться красотой этого выдающегося сооружения — главные залы открыты, в них, как правило, немного народу, можно не спеша погулять, посидеть в местном кафе и рассмотреть красочные панно на стенах.

Да, к сожалению, у вокзала до сих пор нет лифта, что создает трудности для очень многих пассажиров. Зато есть атмосфера большого европейского вокзала. Она возникает не случайно, ведь именно здесь можно сесть на поезд, который привезет вас в Ригу, Вильнюс или даже в Вену.

Очень часто Витебский вокзал называют самым красивым вокзалом не только Петербурга, но и всей России. Возможно, это утверждение спорно, однако в том, что Витебский вокзал достоин восхищения, сомневаться не приходится.

Читать полностью Свернуть

Московский вокзал

Вокзал
Московский вокзал












Московский вокзал, или Станция Санкт-Петербург-Главный Октябрьской железной дороги — это самый большой, самый шумный и самый востребованный вокзал северной столицы.

Само здание вокзала было построено в 1851 году по проекту архитектора К.А. Тона. Оно в точности соответствует вокзалу-«близнецу» в Москве — Ленинградскому.

В 1868 году к Московскому вокзалу пристроили двухэтажный флигель для приема багажа, а в 1898 году со стороны Лиговского вокзала было построено кирпичное здание отделения Николаевской железной дороги.

В начале ХХ века Московский вокзал пережил масштабную реконструкцию под руководством знаменитого архитектора В.А. Щуко. При этом главное здание, выходящее на площадь Восстания, осталось таким же, как в середине XIX века. То есть, можно сказать, что нынешний Московский вокзал — это самый старый сохранившийся вокзал Петербурга.

Есть еще одна важнейшая особенность у этого здания: оно расположено очень близко к центру города, практически выходит на Невский проспект.

Атмосфера вокруг вокзала существенным образом поменялась после того, как в 2011 году был открыт один из самых больших в городе торговых центров «Галерея». На площади перед ТЦ выступают артисты, проводятся рекламные акции, это популярное место встреч.

От Московского вокзала можно уехать практически во все концы страны, включая Дальний Восток. Отсюда по маршруту Санкт-Петербург — Москва курсируют фирменные поезда: «Красная стрела», «Экспресс», «Двухэтажный состав», «Мегаполис», «Смена-Августин Бетанкур», «Гранд-Экспресс», «Невский экспресс» и самый знаменитый из всех — «Сапсан».

В то же время, от Московского вокзала каждый день отходит большое количество пригородных поездов, они связывают Петербург с Тихвином, с Малой Вишерой, с Великим Новгородом и с другими городами.

Читать полностью Свернуть

Ладожский вокзал

Вокзал
Ладожский вокзал












Ладожский — самый современный петербургский вокзал. К тому же, это единственный в Петербурге транзитный вокзал — только здесь осуществляется сквозное движение поездов. Идея создания такого вокзала появилась еще в 60-е годы ХХ века. Подготовка началась в 80-е годы, а непосредственно к строительству приступили уже в 2001 году. За основу взяли проект Никиты Явейна. По этому проекту вокзал должен принимать ежедневно до 100 поездов пригородного сообщения и 52 междугородних поезда.

Ладожский считается одним из самых современных вокзалов России. Из общего ряда он выделяется и своим архитектурным решением, и концепцией «два в одном»: вокзал пригородных поездов находится на нижнем (подземном) ярусе, а вокзал поездов дальнего следования располагается в конкорсе над железнодорожными путями, занимая весь верхний ярус.

На Ладожском вокзале центральным внутренним помещением является Световой зал, где имеются все необходимые для пассажиров службы. Световой зал во многом напоминает аналогичные пространства вокзалов Северной Европы. Правда, несмотря на свое название, он не очень светлый даже днем.

Здесь много любопытных архитектурных деталей и ракурсов. По Ладожскому вокзалу интересно гулять и рассматривать его необычные виды. Людей почти всегда мало, нет обычной вокзальной суеты, что только способствует неспешному созерцанию.

На Ладожском вокзале обслуживаются междугородние поезда северного и восточного направлений. Отсюда можно уехать в такие города, как Мурманск, Хельсники, Петрозаводск, Архенгельск, Вологда и другие.

Вокзальный комплекс соединен с вестибюлем станции метро «Ладожская». Поблизости находится крупный торговый центр «Заневский каскад».

Читать полностью Свернуть

Финляндский вокзал

Вокзал
Финляндский вокзал












Финляндский вокзал, как следует из его названия, был создан для того, чтобы связать Петербург с Финляндией. Эту функцию он успешно выполняет и сейчас.

Впервые здание вокзала построили в 1870 году — это было скромное строение, возведенное по проекту архитектора Петра Купинского. Очень скоро вокзал перестал справляться с наплывом пассажиров и уже в начале ХХ века подвергся некоторой перестройке. Комплексная реконструкция была проведена лишь в 1950-е годы, в результате чего вокзал обрел новое здание в стиле функционализма. Главный фасад здания, достигающего в высоту 8 метров, имеет 17 огромных зеркальных окон и выходит на площадь Ленина. В центре здания имеется башня с часами. Ее высота составляет 16 метров. Венчает башню 30-метровый шпиль из нержавеющей стали.

В конце 50-х годов вокзал связали со станцией метро. Чуть позже преобразилась и площадь перед вокзалом — площадь имени Ленина. Архитектурный ансамбль украсили фонтаны и сквер.

В XXI веке была проведена частичная реконструкция, изменена система входа на платформы. В центре большого зала, в главном корпусе вокзала, построили лестницу на второй этаж, что вызвало волну критики в адрес подрядчика, ответственного за реконструкцию.

На территории Финляндского вокзала в 1961 году был установлен доставивший Ленина в Россию паровоз Н2–293 — дар правительства Финляндии. Полюбоваться им можно и сегодня. Рядом с паровозом стоит первый из 56 мемориальных километровых столбов «Дороги жизни».

С Финляндского вокзала отправляются скоростные поезда «Аллегро»: они ежедневно следуют по маршруту Санкт-Петербург—Хельсинки. Это очень комфортабельные поезда, на которых до финской столицы можно доехать всего за три с половиной часа.

Кроме того, от Финляндского вокзала отходят пригородные поезда в северо-западном и северо-восточном направлениях: Ириновское, Сосновское и Выборгское.

Читать полностью Свернуть
Посмотреть все объекты на карте
Поделиться
Похожие гиды