Выбор города
По алфавиту
По региону
LOCALWAY LOCALWAY
Санкт-Петербург
Это ваш город?
Другие гиды
Смотреть ещё

10 главных достопримечательностей Павловска

Достопримечательности
3985
Павловск — это прежде всего государственный музей-заповедник, вмещающий в себя уникальный памятник ландшафтного искусства конца XVIII-начала XIX века. Парк, дворец, всяческие архитектурные изыски и природные красоты — все вместе составляет богатейшее культурное наследие мирового уровня. Парк очень большой, по нему можно гулять целый день. Скучно не будет, ведь за каждым поворотом аллеи или тропинки открывается что-то новое и прекрасное. Ну а чтобы не пропустить ничего главного, мы предлагаем отметить 10 важнейших достопримечательностей Павловска.
Поделиться

Аллея Молодого жениха

Музей, Достопримечательность, Дворцово-парковый ансамбль, Памятник архитектуры, Исторический памятник
Аллея Молодого жениха












Самый востребованный вход в Павловский парк располагается напротив старинного вокзала города Павловск. Трудно описать удивительное ощущение, когда вы приезжаете сюда на поезде, выходите из здания вокзала и, заплатив за вход (150 рублей для взрослых), оказываетесь в окружении высоких, стройных деревьев.

Большая часть посетителей, попадая в парк со стороны вокзала, идет по аллее Молодого жениха — эта дорога считается одной из самых важных в парке. Если не сворачивать (помогут указатели), она приведет вас к крутым берегам реки Славянка, с которых открываются волшебные виды на павильон «Храм Дружбы» и Павловский дворец.

Некоторые посетители сворачивают на аллею Красного молодца — соблазняет манящий вид стройного здания в классическом стиле. Это павильон Круглый зал, он находится в центре района Большая звезда, и к нему ведет не одна аллея. От Круглого зала можно направиться в самые разные уголки парка, но если вы хотите увидеть самое главное, то лучше с аллеи Молодого жениха не сворачивать.

Кстати, зимой по аллее Молодого жениха вы сможете выйти к месту, где катаются с горы на ватрушках: спуск довольно крутой, но вполне безопасный. Взять напрокат ватрушку можно там же, и стоит это совсем недорого. Кофе, чай, глинтвейн и горячие булочки продаются в маленьком вагончике рядом.

Напомним, что парк открыт с 6:00 до 24:00. Плату за вход взимают с 10:00 до 19:00.

Читать полностью Свернуть

Павловский дворец

Музей, Достопримечательность, Памятник архитектуры
Павловский дворец












Павловский дворец — центральное архитектурное сооружение парка, его основа и связующее звено. Он построен Чарльзом Камероном в 80-х годах XVIII века на высоком берегу Славянки. Дворец виден даже с дальних точек парка и города. Его трехэтажный центральный корпус увенчан плоским куполом на шестидесяти четырех колоннах. Боковые колоннады галерей соединяют центральный корпус со служебными одноэтажными корпусами, образуя парадный двор в виде широкой подковы. К дворцу прилегает выполненный в регулярном стиле сад, украшенный большим количеством архитектурных сооружений и скульптурных композиций.

После вступления Павла I на престол, Павловск стал загородной императорской резиденцией. В 90-х годах XVIII века придворный архитектор Павла I Винченцо Бренна значительно расширил дворец. Он возвел вторые этажи над служебными корпусами и галереями-колоннадами. Однако, несмотря на все перестройки, центральный корпус сохранил главное место в композиции дворца, в центре которого стоит памятник императору.

Стоит обратить пристальное внимание на внешнее и внутреннее убранство дворца. Отделкой фасадов занимались лучшие архитекторы России: Камерон, Бренна, Воронихин, Кваренги и другие создали самый настоящий шедевр. Не менее выдающимися являются интерьеры. Обязательно купите билет на вход во дворец (450 рублей для взрослых посетителей) и прогуляйтесь по внутренним покоям.

Помимо отделки и мебели, немалую ценность представляют собой живописные полотна, которыми украшены стены дворца. Богатейшая коллекция западноевропейской живописи представлена итальянской школой XVI-XVIII веков: работы Бронзино, Альбани, Рени, Сассоферато, Баттони, Гварди. В коллекцию также входят произведения голландской и фламандской школы XVI-XVIII веков: картины ван Остаде, Пуленбурга, Рубенса, Тенирса. Пожалуй, самая романтичная часть живописной коллекции отмечена работами мастеров французской школы XVII-XVIII веков: Лебрена, Миньяра и Робера.

Из музейных предметов декоративно-прикладного искусства выделяется коллекция фарфора ХVIII-начала Х IХ в., как западноевропейского, особенно Севрской фарфоровой мануфактуры, так и русского, производства Императорского фарфорового завода. Среди предметов мебели наиболее интересными являются работы Давида Рентгена (Германия) и Анри Жакоба (Франция), а также русская мебель по рисункам Воронихина. В убранстве залов дворца центральное место занимают произведения французского декоративного искусства ХVIII века: гобелены, шелка обивок мебели и драпировки, фарфоровые сервизы и гарнитуры, светильники, бра, канделябры и часы художественной бронзы.

Помимо главной экспозиции, которая по праву находится в центре внимания посетителей, во дворце проходят как постоянные, так и временные выставки. Темы могут быть самые разные. Например, интереснейшая выставка «Русский жилой интерьер конца XIX начала XX веков» размещается на третьем этаже дворца.

Павловский дворец открыт с 10:00 до 18:00. Касса работает с 10:00 до 17:00.

Читать полностью Свернуть

Собственный садик

Достопримечательность
Собственный садик












Собственный садик императрицы Марии Федоровны расположен под окнами ее личных комнат у южного фасада Павловского дворца. Он имеет совсем небольшую площадь, около половины гектара, и очень четкие очертания. Разбитый в 1801–1803 годах по проекту архитектора Чарльза Камерона, он создавался совместными усилиями художника Анри Франсуа Виолье и садового мастера Адама Визлера. Собственный садик замкнут стенами дворца, высокой кованой решёткой со стороны реки Славянка и внешней границей Павловского парка.

Собственный садик напоминает небольшие французско-голландские сады XVII-XVIII веков, имеет чёткую геометрическую планировку, цветочные партеры, напоминающие красочные ковры. Садик украшают стриженые липы, пирамидальные тополя, мраморные статуи, бюсты и вазы. Главная аллея Собственного садика ведет от южного фасада дворца к Павильону Трех граций, имеющему вид стройного 16-колонного античного портика. Главная аллея обсажена липами, она делит сад на две симметричные части.

Справа от главной аллеи, находится липовый кинконс — так называется характерная для XVIII века посадка деревьев в шахматном порядке. Слева расположены куртины и боскеты с декоративными кустарниками и цветами. Здесь в конце XVIII века и начале XIX века проводились настоящие ботанические опыты по выращиванию редкостных сортов цветущих растений.

Собственный садик открыт ежедневно с 10:00 до 19:00. Вход — 150 рублей.

Читать полностью Свернуть

Розовый павильон

Музей, Концертный зал, Достопримечательность, Памятник архитектуры
Розовый павильон












Розовый павильон представляет собой одно из самых поэтичных сооружений Павловского парка. Он расположен в окружении глади прудов, на границе трех районов: Старой Сильвии, Белой березы и Парадного поля.

В XIX веке на месте Розового павильона располагалась дача знаменитого полководца и героя Отечественной войны 1812 года Багратиона. Летом 1811 года обширный участок дачи был приобретен вдовствующей императрицей Марией Федоровной, по заказу которой здание перестроили. Проект принадлежит Воронихину, который создал изящную деревянную постройку в классическом стиле. Квадратный в плане, павильон украшен четырех-колонными портиками с венчающими их фронтонами. Конструкция как бы объединяется невысоким куполом на четырехгранном барабане с полуциркульными окнами.

Вокруг павильона были проложены дорожки и разбит розарий, отчего павильон получил название «Розового». При этом на главном фасаде под фронтоном появляется надпись по-французски, набранная бронзовыми золочеными буквами: Pavillon des Roses.

Специально для павильона была изготовлена мебель из карельской березы и ясеня: диваны, канапе, банкетки, угловые шкафчики и разнообразные цветники.

Розовый павильон стал любимым местом отдыха Марии Федоровны, здесь бывали именитые литераторы и музыканты.

Вплоть до Великой Отечественной войны Павильон являлся музеем, здесь также в летнее время проводились лекции. Разрушенный в годы оккупации, Розовый павильон был восстановлен и возрожден в своем первоначальном виде в 1990-х годах.

Павильон открыт с 10:00 до 18:00. Выходные дни: понедельник, пятница.

Читать полностью Свернуть

Парадное поле

Достопримечательность
Парадное поле












Парадное поле первоначально предназначалось для военных манёвров Павла I и было создано по проекту Винченцо Бренна. После смерти императора итальянский мастер Пьетро Гонзаго в 1803–1813 превратил этот район в живописный парк. По замыслу Гонзаго, большого поклонника русской природы, лужайки и рощицы сочетаются с деревьями и кустарниками, которые строго подобраны с учётом того, как они меняют свой цвет в разное время года.

Сегодня на Парадном поле расположены самые разные объекты культурного наследия, охраняемые государством: Розовопавильонные Олений мост, Мемориал памяти жертв Революции и другие.

Розовопавильонные пруды, как нетрудно догадаться, названы так, потому что неподалеку находится Розовый павильон. Это искусственные пруды, выполняющие роль центра пейзажной композиции. Композиционным центром самих прудов является остров княгини Ливен, названный так в честь подруги Марии Фёдоровны и воспитательницы великих княжон.

Идеологически выбивается из общего ряда, но прекрасно вписывается в пейзаж эстетически мемориал памяти жертв Революции — так называется братская могила рабочих и красногвардейцев, погибших во время Октябрьской революции и Гражданской войны. Мемориальный комплекс установили в этом месте в советское время.

Читать полностью Свернуть

Колоннада Аполлона

Парк, Достопримечательность
Колоннада Аполлона












В Павловском парке есть один крайне живописный архитектурный объект, подобраться к которому не так-то просто. Но попытаться стоит.

В 1782–1783 году на берегу Славянки по проекту Чарльза Камерона была возведена колоннада Аполлона — святилище греческого бога Солнца и покровителя искусств. Двойное кольцо дорических колонн из серого известняка, по замыслу архитектора, перекрыли архитравом, а посередине установили копию знаменитой статуи Аполлона Бельведерского. В 1800 году другой архитектор, Джакомо Кваренги, придумал устроить каскад, спадавший от колоннады по каменным перекатам в реку. Дело в том, что колоннада установлена на высоком берегу реки Славянки, и естественное падение воды вниз происходит довольно энергично.

В 1817 году случилась сильная гроза, и часть колоннады рухнула, что придало сооружению характер романтической руины. Было решено оставить колоннаду в полуразрушенном состоянии. В результате на скульптуру Аполлона открылся живописный вид из дворцовых залов. Кстати, и со стороны колоннады открывается очень красивый вид на дворец и парк.

Чтобы подойти к колоннаде, надо приблизиться к границе парка, за которой пролегает Садовая улица Павловска. Проще всего спуститься к реке напротив Павловского дворца — оттуда колоннада хорошо видна — а затем подняться к ней по одной из тропинок. Подъем крутой, но не слишком утомительный, тем более, что вы будете вознаграждены прекрасным видом.

Читать полностью Свернуть

Старая Сильвия

Парк, Достопримечательность
Старая Сильвия












Павловский парк разбит на несколько районов. Один из самых маленьких, но очень красивых и уютных — это Старая Сильвия. Район был спроектирован в начале 1790-х годов архитектором Винченцо Бренной и представляет собой рощу, в которой преобладают хвойные породы деревьев. Старую Сильвию прорезают двенадцать дорожек, расходящихся подобно лучам от круглой центральной площади, где установлена бронзовая статуя Аполлона Бельведерского. Несмотря на то, что Старая Сильвия совсем невелика, в ней расположено несколько достопримечательностей, таких как, Памятник родителям, Руинный каскад и Старосильвинские пруды. Памятник родителям, так называется небольшая скульптурная композиция, помещенная в скромный павильон. Она замыкает перспективу одной из двенадцати дорожек. По другим дорожкам можно подойти к Старосильванским прудам — узким водоемам, созданным по замыслу Винченцо Бренна в 1796 году.

Чуть раньше был построен Руинный каскад, разделяющий район Старой Сильвии от Сильвии Новой. Каскад выглядит как античная руина, он декорирован полуразрушенными туфовыми вазами, фигурами львов, берёзовыми стволами вместо перил.

Что касается названия Старая Сильвия, то оно объясняется просто и связано со словом Silva — «лес» на латинском языке. Ну а Сильва со временем превратилась в Сильвию.

Читать полностью Свернуть

Новая Сильвия

Парк, Достопримечательность
Новая Сильвия












По соседству со Старой Сильвией находится Новая. Она намного больше, почти в 2,5 раза, и покрыта густым лесом, наполненным тишиной и прохладой. Новая Сильвия располагается вдоль берега Славянки. Район создан в 1799–1800 годах по проекту Винченцо Бренны. Архитектор разместил на участке статую Аполлона-Мусагета, колонну «Конец света» и Мавзолей супругу-благодетелю.

Мавзолей сооружен в память о Павле I, по заказу его покойной супруги. Мемориальное сооружение имеет вид греческого античного храма из четырёх дорических колонн красного гранита, которые стоят на гранитном подиуме и поддерживают фронтон с надписью «Супругу-Благодетелю». Стены украшены фризом из скорбных масок с закрытыми глазами и застывшими каплями слёз. Внутри храма помещен скульптурный монумент, изображающий женщину, оплакивающую урну с прахом.

Ионическая колонна «Конец света» выполнена из олонецкого розового мрамора и располагается на берегу Славянки. Внести эту архитектурную деталь предложил в 1783 году Чарльз Камерон. Столь странное название колонна получила, так как в конце XVIII века рядом проходила граница парка.

Статуя Аполлона-Мусагета была отлита с оригинала VI века до н.э.

Читать полностью Свернуть

«Самое красивое место»

Достопримечательность
«Самое красивое место»












Именно так называется площадка, которая находится на территории самого большого района павловского парка Белая береза. Создатель «Самого красивого места», художник, декоратор и мастер ландшафтного искусства Пьетро Гонзаго был так впечатлен результатом своих усилий, что решил не скупиться на превосходную степень. Конечно, каждый волен сам выбирать любимую часть парка, но нельзя не согласиться с итальянским художником — в этом месте действительно царит красота самой природы. Здесь покой живописных лугов, широко раскинувшихся вокруг тенистой рощи, буквально завораживает и заставляет остановиться. На маленькой скамеечке можно немного посидеть и передохнуть в тишине.

Гонзаго нашел идеальное сочетание лесного массива и свободного от деревьев пространства. В любое время года и даже при любой погоде гармония этого места остается незыблемой. Особенный штрих добавляет одинокая ель, которая служит своеобразным связующим звеном для частей окружающего пространства.

Чтобы дойти до «Самого красивого места», надо потратить не менее получаса. Лучше всего держаться реки Славянка или, если двигаться от вокзала, перейти реку по одному из мостов, а затем углубиться в лес. Кстати, сам Гонзаго считал, что лучше всего к этому месту приходить как бы случайно, усталым, после долгих прогулок по парку.

Читать полностью Свернуть

Круг белых берез

Достопримечательность
Круг белых берез












Круг белых берез — это обрамлённая берёзами круглая площадь, от которой лучами расходятся семь дорог. Расположена площадь в самом центре района Белая береза, крупнейшего в павловском парке.

Формально это место можно считать некой отправной точкой для прогулок, но по факту оно стало пунктом, куда посетители стремятся попасть после долгого хождения по парку. Вдалеке от Павловского дворца и реки Славянка Круг белых берез неизменно притягивает гуляющих.

Стоит отметить, что автор этого ландшафтного шедевра Пьетро Гонзаго руководствовался принципами русского пейзажного парка, то есть парка скромной северной природы, где равнины соседствуют с густыми хвойными лесами и все подчиняется умиротворенному восприятию окружающей среды. В этой части Павловского парка только пейзажи, которыми можно любоваться после каждого поворота тропинки, и в поле зрения не попадает никаких архитектурных сооружений, скульптур или каскадов.

Идея круга в центре большого открытого пространства, обрамленного хрупкими березами, родилась у Гонзаго еще в 1803 году, но воплотить ее в жизнь удалось только через десять лет.

Притягательную силу Круга белых берез в своих произведениях упоминали многие русские поэты и писатели: Василий Жуковский, Анна Ахматова, Александр Блок, Илья Эренбург и другие.

Читать полностью Свернуть
Посмотреть все объекты на карте
Поделиться
Похожие гиды