Выбор города
По алфавиту
По региону
LOCALWAY LOCALWAY
Ростов-на-Дону
Это ваш город?
Другие гиды
Пятьпричин, по которым стоит приехать на FOOD2CHINA EXPO 2019
Пять причин, по которым стоит приехать на FOOD2CHINA EXPO 2019
ресторанов-участников Российского Ресторанного Фестиваля в Ростове-на-Дону
14 ресторанов-участников Российского Ресторанного Фестиваля в Ростове-на-Дону
главных кинопремьер весны-2019
30 главных кинопремьер весны-2019
главных достопримечательностей Ростова за один день
8 главных достопримечательностей Ростова за один день
отличных ресторана рядом со стадионом «Ростов Арена»
3 отличных ресторана рядом со стадионом «Ростов Арена»
вариантов летнего отдыха в Ростове
7 вариантов летнего отдыха в Ростове
вариантов активного отдыха в Ростове-на-Дону
6 вариантов активного отдыха в Ростове-на-Дону
мест для семейного отдыха в Ростове
7 мест для семейного отдыха в Ростове
лучших пляжей и открытых бассейнов Ростова
9 лучших пляжей и открытых бассейнов Ростова
достопримечательностей вверх по Дону
11 достопримечательностей вверх по Дону
главных кинопремьер декабря
15 главных кинопремьер декабря
главных кинопремьер ноября
14 главных кинопремьер ноября
крупных праздников и фестивалей в Ростовской области
28 крупных праздников и фестивалей в Ростовской области
лучших горнолыжных курортов России
7 лучших горнолыжных курортов России
достопримечательностей Верхнедонского района
7 достопримечательностей Верхнедонского района
интересных мест Каменского района Ростовской области
5 интересных мест Каменского района Ростовской области
вариантов отличного отдыха в Азовском районе
5 вариантов отличного отдыха в Азовском районе
лучших ресторанов России по версии критика
13 лучших ресторанов России по версии критика
самых ожидаемых кинопремьер осени-2016
20 самых ожидаемых кинопремьер осени-2016
ярких фестивалей лета-осени-2016 в Ростовской области
8 ярких фестивалей лета-осени-2016 в Ростовской области
Смотреть ещё

11 интересных мест и мероприятий в музее «Танаис»

Дети
5749

Танаис — это первый из созданных в России археологических музеев-заповедников. С самого момента открытия музей пользуется популярностью у туристов. Здесь проводятся различные интерактивные программы, спортивные соревнования, массовые праздники в античных традициях. Ниже подборка ключевых мест и мероприятий на территории музея.

Поделиться

Башня поэтов

Достопримечательность
Башня поэтов












Самые первые пушкинские праздники проходили в вишневом саду на старой музейной усадьбе. Чуть позже — на раскопе, сразу за оборонительным рвом, через который только что перекинули мост, воссозданный по римской конструкции. Граница усадьбы заканчивалась за линией, где стоят сегодня дом археологической экспедиции и интерактивный «Музей Детства». Дальше шел спуск в низину. Там было хозяйство археологов: столовая и кухня, а в саду под молодыми орехами располагались летом экспедиционные палатки. За всем этим уже лежали огороды жителей Недвиговки.

Аудитория праздника росла, и он постепенно тоже перешел в низину. На свободном месте, к северу от сада, были удобные покатые склоны — своеобразный естественный театрон, античный амфитеатр. Из небольших мизансцен праздников, поэзии отцов-основателей стал формироваться театр, ставились даже спектакли — первым был «Афинянин» Геннадия Жукова.

Стало очевидным, что в этом природном амфитеатре необходима скена — организация сценической площадки. В спорах родился вариант, оказавшийся оптимальным — башня по типу танаисских крепостных, только не в три, а в два этажа. И есть, где актерам переодеться, и получается разноуровневая площадка для спектаклей и выступлений. Начали строить в 1985 году.

Работали наощупь — без плана. Первостроителями стали поэты танаисского круга Г. Жуков, В. Ершов, жившие тогда на музейной усадьбе. Помогали волонтеры, друзья поэтов и заповедника, заезжавшие в Танаис проездом на Юг путешественники и многие другие добровольцы. Помогали в самой трудной части работ: заготовка камня, заливка фундамента и т.д. Завхоз заповедника П. Александров соорудил внутри башни «журавль», им поднимали камни наверх. Денег не было, цемент и песок выпрашивали в окрестных хозяйствах — колхоз им. Шаумяна, Мясниковское РСУ.

Стройка продолжалась два лета, а когда закончили, архитектор и поэт Любовь Волошинова вычертила план. Надеялись, что можно будет узаконить Башню как музейное сооружение. Но тогда попытка не удалась. Узаконило ее время и проходившие праздники, назвав «Башней поэтов».

Теперь около Башни, на импровизированной театральной площадке, проходят все массовые праздники музея-заповедника. А в обычные дни на ее фоне фотографируются приезжающие в Танаис туристы всех возрастов. Эта площадка для них — любимое место отдыха.

Читать полностью Свернуть

Римский мост

Достопримечательность
Римский мост












Это полномасштабно воссозданный мост через оборонительный ров. Такой мост, возможно, находился здесь в первых веках н.э.

Основой проекта стала римская конструкция: инженерная мысль Рима, самого могучего государства той эпохи, широко использовалась в античном мире практически повсеместно. Мосты этого типа строились без гвоздей — все детали крепились на болтах и канатах. Конструкция рассматривается в описаниях древнеримских авторов, посвященных военному делу. Она уже была известна в конце I в. до н.э. — наиболее подробное описание строительства такого моста дает Юлий Цезарь в своих «Записках о галльской войне»:

«Бревна, несколько заостренные снизу, соединялись друг с другом попарно. Они укреплялись и вколачивались бабами, однако не перпендикулярно, как вбиваются обыкновенные сваи, но наискось наподобие стропил… Обе пары соединялись сверху поперечной балкой соответственно расстоянию между соединенными бревнами и держались в одинаковом одна от другой расстоянии посредством двух болтов на обоих концах поперечной балки. Поперечные сваи были устланы сверху продольными брусьями, а эти последние были покрыты шестами и фашинами. В течение десяти дней с того времени, как начали свозить лес для моста, вся постройка была закончена…»

Цезарь использовал подобные мосты в своих походах для переброски войск через реки или рвы под стенами укреплений. Но они могли строиться и в городах для различных нужд жителей. В период вражеских нашествий их обычно сжигали. А в мирное время они должны были выполнять роль переправы через крепостные рвы и соединять между собой различные городские районы. Мост в Танаисе был реконструирован в 1982 году с такой же целью, только уже современной: для удобного перехода туристов через ров из Западного района на акрополь. Он стал одним из самых впечатляющих экспонатов Парка археологических реконструкций музея-заповедника.

Читать полностью Свернуть

Хижина меота

Достопримечательность
Хижина меота












В основу реконструкции положены результаты раскопок Подазовского городища в 60-х — 70-х гг. XX века (руководитель раскопок И.С. Каменецкий). Подазовское городище расположено на левом берегу Дона, на территории г. Азова. Городище представляло собой единое меотское поселение, окруженное рвом и разделенное на низовую и верхнюю части. Площадь укрепленной части городища составляла 3300 кв. м. Здесь были открыты остатки построек, выполненных из жердей и камыша, обмазанных глиной. Они были расположены близко друг к другу, образуя своеобразную планировку. Городище датируется I в. до н.э. — III в. н.э.

Поскольку в округе Танаиса существовало несколько поселений меотов этой эпохи, реконструкция хижины явилась закономерным явлением. Она была выполнена членами реставрационного студенческого отряда РГУ в 1976 году с соблюдением всех конструктивных элементов: купольной печи, очага и лежанок.

Читать полностью Свернуть

Реконструкция крепостных сооружений Танаиса в масштабе 1:10

Достопримечательность
Реконструкция крепостных сооружений Танаиса в масштабе 1:10












Начало семидесятых годов прошлого века — продолжение формирования экспозиции под открытым небом непосредственно на территории усадьбы заповедника. Именно в это время в ходе археологических работ были получены новые данные, позволяющие обоснованно проводить реконструкцию определенных объектов для более наглядного представления внешнего облика сооружений древнего города.

Одной из первых была выполнена реконструкция участка западной оборонительной линии основного четырехугольника городища, включающая вход в город (калитка в оборонительной стене) и две башни, с обеих сторон фланкирующие его. Был также воссоздан участок городской застройки, примыкающий к пристенной улице. Масштаб 1:10 при этом был выбран не случайно, с учетом основного контингента посетителей — школьников, в том числе и младших классов.

Реконструкция была проведена сотрудниками музея-заповедника под руководством начальника Нижне-Донской экспедиции (1955–1973 гг.) Д.Б. Шелова.

Читать полностью Свернуть

Половецкое святилище

Достопримечательность
Половецкое святилище












Подобные памятники половецкого времени встречаются на Нижнем Дону и датируются XI-XII вв. В данном случае это — реконструкция, которая имеет давнюю историю. В 1966 году два студента РГУ, а ныне доктора наук, В.Е. Щелинский и Ю.С. Колесников, установили первую каменную бабу на холме перед северным входом в усадьбу заповедника.

В 1989 году при исследовании кургана 2 могильника Ливенцовский VII были обнаружены остатки половецкого святилища. По уцелевшим деталям можно было реконструировать первоначальный облик всего архитектурного сооружения. Оно занимало вершину кургана и представляло собой обложенный камнем овальный котлован, находившийся внутри прямоугольной каменной конструкции, ориентированной по линии север-северо-запад — юг-юго-восток и имевшей размеры приблизительно 5×5,6 метров по внутреннему краю. Вдоль юго-западной стенки котлована, лицом на восток, стояли четыре каменных изваяния. Из восточной полы насыпи в центр культового комплекса поднималась узкая, вымощенная камнем дорожка.

Спустя несколько лет в Танаисе была предпринята реконструкция половецкого святилища преподавателем РГУ С.В. Гуркиным. Она и поныне является украшением Танаиса, а также объектом экспозиционного показа под открытым небом.

Читать полностью Свернуть

Музейно-педагогические проекты

Музей, Культурный центр
Музейно-педагогические проекты












«Занимательная археология» — практикум по основам археологических знаний. Дети знакомятся с видами археологических находок, осваивают простейшие приемы их реставрации и зарисовок. Выполняя задания, тренируют внимательность и сообразительность.

«Войлок у древних кочевников» — на практикуме ребята узнают, что такое войлок, как он использовался в древности, по каким технологиям его изготавливали. А затем, применяя технику мокрого валяния, учатся мастерить для себя или своих родных бусы, браслеты, брошки и декоративные цветы из войлока. Урок помогает вырабатывать усидчивость, аккуратность и трудолюбие.

«Путешествие в храм Монеты» — познавательно-игровой урок. Какими были деньги в античную эпоху, с чего начиналось банковское дело, как и по каким законам вели торговлю купцы — обо всем дети узнают, превращаясь в персонажей ролевой игры. Это Юнона Монета — покровительница денег в древнем Риме, Гермес — бог купцов, менялы-трапезиды, торговцы из разных стран, астиномы — контролеры рынков… Потом каждый участник нарисует свою монету — символ класса или школы, а самые активные смогут отчеканить металлическую монетку на ручном печатном станке.

«Глиняная азбука» — урок гончарного ремесла. Участники получают по куску настоящей гончарной глины. Мастер — музейный педагог объясняет и показывает древнейший — жгутиковый способ изготовления посуды вручную. И ребята пробуют сами тем же способом слепить миску, кувшин, горшок… Если остается время и глина, каждый может вылепить все, что хочет. Есть и театрализованный вариант урока. Все надевают костюмы, как у древних танаитов. Мастер произносит похвальное слово Глине — древнейшему природному материалу, который человек приспособил для своих нужд. И предлагает сюжет мифа или сказки на «глиняную» тему, который дети разыгрывают. После игры лепить намного интереснее, да и посуда получается удачнее.

Читать полностью Свернуть

Евтихон

Достопримечательность
Евтихон












Евтихон был сконструирован в г. Сиракузы около 400 г. до н.э. Этот тип орудия просуществовал практически до конца античной эпохи. Восстановить его облик, процесс изготовления и технологию применения стало возможным по материалам античных авторов, сведущих в военном деле. Орудие реконструировано в натуральную величину, оно действующее.

Главная боевая часть евтихона — подвижный боек, он называется диостр и перемещается по основанию машины с помощью вороткового механизма, расположенного в задней части орудия. У диостра есть желобок — туда закладывается стрела: обычная длина ее примерно 50 см, она толстая, с мощным, как у копья, железным наконечником. Практически это дротик.Заложив стрелу в желобок, воин натягивает тетиву и удерживает ее на нужном месте диостра, опустив туда зубчики крепежного устройства и застопорив их рычажком. Затем заряженный диостр с натянутой тетивой выставляется в боевую позицию. Грамотная позиция — центр машины: здесь на основании специально набиты металлические зубцы, в их пазы загоняются «ушки» диострового крепежа и закрепляются болтиками. Теперь диостр неподвижен. Орудие можно наводить на цель. Когда она выбрана, достаточно сорвать с места рычажок, удерживающий натянутую тетиву: зубчики крепежа поднимаются, тетива отлетает вперед, на прежнее место, и освобожденная стрела уносится к цели. Дальнобойность евтихона — примерно 500 метров.

Читать полностью Свернуть

Алтарь

Достопримечательность
Алтарь












Мраморный алтарь в виде высокой стелы, имеющей массивную базу, в верхней части стелы — площадка с тщательно обработанной гладкой поверхностью и прямоугольным углублением. На широких лицевых сторонах стелы имеются рельефы. На одной плоскости — изображение головы быка, на другой — фигура женщины (?) в более высоком рельефе. Реалистичное изображение быка свидетельствует о существовании в городе культа этого священного животного, возможно, являвшегося ипостасью Бога Высочайшего. Трудно сказать, какую смысловую нагрузку несет погрудное изображение женской (?) фигуры. В Танаисе известна находка маленького краснолакового терракотового алтарика с погрудным рельефным изображением женской фигуры, которая очень напоминает рельеф алтаря. Очевидно, культ этой богини присутствовал и в домашних алтарях Танаиса.

Читать полностью Свернуть

Раскоп VI центральный

Достопримечательность, Исторический памятник
Раскоп VI центральный












Самая обширная часть экспозиции под открытым небом — раскопы VI центральный и XIV, продолжающие друг друга и идущие от западной линии оборонительных сооружений основного четырехугольника городища на восток. Общая длина этих объединенных раскопов –155 м, ширина — 28–35 м.

Раскоп VI центральный включает два основных участка, составляющих в системе городской застройки единое целое: участок первый — оборонительная линия с прилегающей к ней с востока пристенной улицей; участок второй — система городской застройки с двумя кварталами и широтной (с запада на восток) улицей.

Этот раскоп начинался с исследования первого участка (1964–1968, 1970–1971 гг., руководитель работ Д.В. Деопик). Были открыты участок оборонительной стены с входом в город (калитка в оборонительной стене, две фланкирующие ее с юга и севера башни III и IV), водосток в межбашенном пространстве, а также пристенная улица с восточной стороны оборонительной стены. Датировка: II-III вв. н.э.

Исследования оборонительной системы на центральном раскопе VI продолжались в связи с изучением западной оборонительной стены и башен III и IV. Руководитель работ С.А. Науменко. Была открыта система крепостных сооружений, а также ров II-I вв. до н.э., II-III вв. н.э. с различными перестройками.

Второй участок исследовался в 1964–1989 гг. Руководители работ Д.В. Деопик, Г.А. Бандиленко, С.А. Науменко. Была выявлена система городской застройки, примыкающая с востока к пристенной улице. Это серия усадеб, выходящих на улицу А, имеющую направление З-В. Перпендикулярно расположенные переулки делят усадьбы на городские кварталы. На раскопе VI центральном их два: квартал 1 (усадьбы 1–9), квартал 2 (усадьбы 10–13).

Каждая из усадеб состоит из жилых и хозяйственных помещений, группирующихся вокруг мощеных камнем двориков. Из двориков вел выход на улицу или переулки, иногда это был узкий и длинный проход. Под наземными помещениями чаще всего находились большие подвалы, а в центре двориков — глубокие водосборные цистерны. Усадьбы, как правило, датируются II-III вв. н.э. Только незначительные остатки более ранних сооружений могут быть отнесены к эллинистическому времени, так как во время восстановления города после полемоновского разрушения, при сооружении глубоких подвалов, ранние постройки были уничтожены.

Читать полностью Свернуть

Музейные экспозиции

Музей
Музейные экспозиции












Постоянная экспозиция открылась в новом здании в 2009 году. Здесь представлены результаты исследований Танаиса по этапам его исторического развития в различные хронологические периоды. По структуре она заметно отличается от прежней, существовавшей с 1983 по 2008 гг. В экспозиции появилось значительное количество новых предметов из раскопок 1990–2000-х гг., прибавился ряд находок предшествующих десятилетий, которые раньше не могли быть показаны из-за недостатка пространства в залах старого музейного здания. Разделы экпозиции, представленные в Музее истории Танаиса: Танаис эллинистический — III в. до н.э.- рубеж I в. до н.э.; Танаис I-III вв. н.э.; Поселения округи Танаиса — I в. до н.э.- начало III в. н.э.; Танаис IV-V вв. н.э.; Некрополь Танаиса.

Читать полностью Свернуть

День Танаиса

Достопримечательность
День Танаиса












Этот театрализованный праздник — сравнительно новый для музея-заповедника: он проходит с 2008 года. Но уже прочно укоренился как ежегодная традиция. Праздник разработан по мотивам одноименного античного торжества, о котором повествует текст мраморной плиты 104 г. н.э., найденной на городище Танаис. Он проводится во вторую или третью субботу сентября, с 9.30 до 17.00.

Программа сегодняшнего «Дня Танаиса» построена на принципе исторических реконструкций. Сведения о древних праздниках, сохранившиеся в трудах античных авторов, позволяют возродить событийную канву торжественного дня. Воссоздаются по возможности разнообразные зрелищные моменты, которые могли входить в его сюжет, связывая их в единое театрализованное действо. Постоянными блоками программы стали: обряд открытия; посвящение в граждане города Танаиса; конкурс искусств «Пифийские игры»; соревнования атлетов — «Олимпийские игры»; спектакли античного театра «Одеон». На празднике всегда работают ярмарка ремесел и различные открытые интерактивные площадки: «Античный стрелковый тир»; «Фото в историческом костюме»; тематические игровые аттракционы для детей и взрослых. В музейно-педагогических центрах проводятся исторические практикумы по древним ремеслам. Желающие могут побывать во всех экспозициях музея-заповедника, а также поучаствовать в интерактивных программах на основной площадке у Башни поэтов: в инсценировках по сюжетам известных мифов, театрализованных играх-викторинах и розыгрыше памятных призов.

Яркое, многоплановое праздничное действо погружает всех собравшихся в неповторимую атмосферу давно отшумевшей жизни. И «проживают» ее фрагмент не только актеры и другие исполнители. Очень важно, что каждый из зрителей может превратиться в активно действующий персонаж далекой эпохи. И тогда древний мир родного края становится для него ближе и понятнее.

Читать полностью Свернуть
Посмотреть все объекты на карте
Поделиться
Похожие гиды