Выбор города
По алфавиту
По региону
LOCALWAY LOCALWAY
Нижний Новгород
Это ваш город?
Другие гиды
главных площадок фестиваля «Рестопарк»
6 главных площадок фестиваля «Рестопарк»
причин приехать на Селигер
7 причин приехать на Селигер
причин, по которым стоит приехать на FOOD2CHINA EXPO 2019
5 причин, по которым стоит приехать на FOOD2CHINA EXPO 2019
ресторанов-участников Российского Ресторанного Фестиваля в Нижнем Новгороде
12 ресторанов-участников Российского Ресторанного Фестиваля в Нижнем Новгороде
главных кинопремьер весны-2019
30 главных кинопремьер весны-2019
отличных ресторана рядом со стадионом «Нижний Новгород»
3 отличных ресторана рядом со стадионом «Нижний Новгород»
главных кинопремьер декабря
15 главных кинопремьер декабря
главных кинопремьер ноября
14 главных кинопремьер ноября
лучших горнолыжных курортов России
7 лучших горнолыжных курортов России
недорогих и уютных хостелов Нижнего Новгорода
5 недорогих и уютных хостелов Нижнего Новгорода
лучших баров Нижнего Новгорода
5 лучших баров Нижнего Новгорода
лучших ресторанов России по версии критика
13 лучших ресторанов России по версии критика
самых ожидаемых кинопремьер осени-2016
20 самых ожидаемых кинопремьер осени-2016
гастрольных маршрутов российских театров в 2016 году
13 гастрольных маршрутов российских театров в 2016 году
фестивалей лета-2016 в России
9 фестивалей лета-2016 в России
литературных мест России
10 литературных мест России
самых ожидаемых кинопремьер лета-2016
20 самых ожидаемых кинопремьер лета-2016
лучших танцевально-музыкальных фестивалей России лета-2016
10 лучших танцевально-музыкальных фестивалей России лета-2016
лучших ресторанов России по версии критиков
13 лучших ресторанов России по версии критиков
интересных музеев Нижнего Новгорода
11 интересных музеев Нижнего Новгорода
Смотреть ещё

23 главные достопримечательности Нижнего Новгорода за один день

Достопримечательности
54061

В XIX веке три города в Российской Империи выделялись особо — Москву называли сердцем, Санкт-Петербург — головой, а Нижний Новгород — карманом России. Неспроста город, стоящий на месте слияния Оки и Волги так именовался — через Нижний Новгород проходил Великий Волжский путь — на протяжении нескольких веков на пристанях вели торговлю купцы из русских княжеств, Персии, Золотой Орды, Закавказья, Средней Азии и даже из Китая. С появлением Нижегородской ярмарки за городом окончательно закрепилась слава купеческой столицы — на время проведения ярмарки строилось огромное торговое поселение, куда съезжались десятки тысяч купцов, у пристаней швартовались тысячи судов, в ярмарке принимали участие до миллиона человек! Несмотря на богатство и благополучие города, о его жителях, точнее, о местных купцах, отзывались весьма нелестно — даже Пушкин, посвящая Нижнему Новгороду стихотворные строки, отметил, что здесь «всюду меркантильный дух», а о великом ополчении Минина и Пожарского ходят легенды, будто прижимистые торговцы до той поры не хотели давать денег, покуда Козьма не велел взять в заложники их жен и детей. Но важнейшим торговым пунктом Нижний Новгород стал не сразу, создавался он, как и многие города на Руси, в качестве опорного пункта для защиты государственных границ, случилось это в 1221 году. Исследователи полагают, что «Нижним» его назвали потому, что он располагался в «низовских» землях по отношению к Новгороду Великому. Официальным основателем города считается князь Юрий (Георгий) Всеволодович. Кстати, Нижний Новгород называют чуть ли не единственным городом на Руси, чей основатель причислен православной церковью к лику святых. Существует и другая версия о рождении Нижнего Новгорода — будто его основал мордвин-язычник, у которого было почти два десятка жен и семьдесят сыновей, и для каждого он выстроил собственный дом, а уж потом селение выросло в настоящий город. Сведения о жизни Нижнего Новгорода до падения золотоордынского ига крайне скудны, а вот потом он очень скоро стал укрепляться и развиваться благодаря удачному месторасположению, сделавшему его таким привлекательным для купцов. Нижний Новгород был не только богатым, но имел и политическую силу — не единожды из-за него конфликтовали набиравшие силу Москва и Тверь, да и сам он более полувека был столицей княжества, не уступавшего по влиянию ни Твери, ни Москве. После «Великой Смуты» торговая столица России долгое время жила мирно, что дало ей возможность развернуться, в конце XVIII века Нижний Новгород стал главным городом обширного региона, на это время пришелся расцвет культуры, науки, медицины, просвещения и градостроительства. Советские годы сделали Нижний Новгород (с 1932 по 1990 — Горький) центром машиностроения, вплоть до перестройки он был закрыт для иностранных граждан, так как здесь находились важнейшие оборонные предприятия страны. А сегодня путешественники — и из-за рубежа, и соотечественники — едут сюда с огромным удовольствием, потому что во многом Нижний Новгород самый-самый — к примеру, здесь находится самый неприступный Кремль, самая высокая Волжская набережная, самая длинная канатная дорога и еще множество привлекательных достопримечательностей.

In XIX century, three cities in Russian Empire were allocated specifically — Moscow was called the heart, St. Petersburg — the head, and Nizhny Novgorod — the pocket of Russia. It is not for nothing that the city standing at the confluence of Oka and Volga rivers was so called — through Nizhny Novgorod the Great Volga Route passed — for several centuries merchants from Russian principalities, Persia, Golden Horde, Transcaucasia, Central Asia and even from China were trading at piers. With the advent of Nizhny Novgorod Fair, the glory of the merchant's capital was finally fixed in the city — for the time of the fair a huge trade settlement was built, tens of thousands of merchants gathered, thousands of vessels moored at the marinas, up to a million people took part in the fair! Despite the wealth and prosperity of the city, its inhabitants, or rather local merchants, responded very unflatteringly — even Pushkin, devoting verse lines to Nizhny Novgorod, noted that there is a «mercantile spirit everywhere». But the most important trade point Nizhny Novgorod was created, like many cities in Russia, as a stronghold for protection of state borders, it happened in 1221. Researchers believe that the «Lower» it was named because it was located in «lower reaches» of the earth in relation to Novgorod the Great. The official founder of the city is Prince Yuri (George) Vsevolodovich. By the way, Nizhny Novgorod is called almost the only city in Russia, whose founder is listed by the Orthodox Church as saints. There is another version about the birth of Nizhny Novgorod — as if a Mordvinian pagan, who had almost two dozen wives and seventy sons, founded it and for each he built his own house, and only then, the village grew into a real city. Information about the life of Nizhny Novgorod before the fall of the Golden Horde yoke is extremely scarce, but then it soon began to grow stronger and develop due to its successful location, which made it so attractive to merchants. Nizhny Novgorod was not only rich, but also had political power — not only because of Moscow and Tver forces that were gaining power clashed, and for more than half a century it was the capital of principality, not inferior to the influence of either Tver or Moscow. After the Great Troubles, Russia's commercial capital for a long time lived peacefully, which gave it the opportunity to turn around, at the end of 18th century Nizhny Novgorod became the main city of vast region, at this time the flowering of culture, science, medicine, education and urban development took place. The Soviet years made Nizhny Novgorod (from 1932 to 1990 — Gorky) the center of mechanical engineering, up to perestroika it was closed to foreign citizens, since here were the most important defense enterprises of the country. And today travelers — both from abroad and compatriots — come here with great pleasure, because for example, here is the most impregnable Kremlin, the highest Volga embankment, the longest cable car and many more attractive sights.

Поделиться

Нижегородская ярмарка

Достопримечательность, Галереи и выставки, Памятник архитектуры, Исторический памятник
Нижегородская ярмарка












09:00–09:20

Говоря о Нижнем Новгороде, очень трудно выбрать «главную» достопримечательность — но вот одну из них назвать просто, и это, безусловно, Нижегородская ярмарка, являвшаяся на протяжении веков центром торговли не только в городе, но и во всем государстве. Вот с нее-то мы и начнем знакомство со славным Нижним Новгородом.

Традиция проведения крупных ярмарок на Руси уходит корнями в глубокую древность — в XIII столетие, только тогда торговали неподалеку от Казани, однако, русские купцы постоянно страдали от разбойных нападений татар. Дабы защитить интересы своих подданных, царь Василий III велел проводить ярмарки в городе Васильсурске, что стоял у слияния рек Суры и Волги, но и там первым делом думали вовсе не о торговле, а о защите государственных рубежей, поэтому в 20-х годах XVII столетия ярмарка переехала к монастырю Святого Макария, лежавшему примерно в сотне километров от Нижнего Новгорода. Ярмарка, названная Макарьевской по имени монастыря, пользовалась огромнейшей популярностью и жила бы она там, наверное, веками, да случился пожар, в котором погибли все до единого деревянные лавки купцов. После этого ярмарку перенесли в Нижний Новгород, проект оказался успешным благодаря удачному расположению на берегах двух крупнейших рек, по которым товары отправляли и в большие города России, и за границу. В 1817 году началось строительство ярмарочного комплекса, для чего был специально приглашен знаменитый французский инженер и архитектор Бетанкур.

Комплекс просто поражал воображение современников — гостиный двор состоял из 60 корпусов (более 2500 лавок!), впечатляли обликом здания для китайских купцов, стилизованные под пагоды, вокруг для защиты от весенних паводков была возведена высокая насыпь, а всю ярмарочную площадь окружал обводной канал, сопоставимый по гидротехнической сложности только с системами Царского села и Петергофа, а через Оку выстроили наплавной мост длиной в 500 метров. О духовных надобностях тоже не забыли — здесь имелись православные и армяно-григорианская церкви и мечеть. Торговали на ярмарке тканями, мехами, чаем, винами, металлами и многим другим, чего только могла пожелать душа. К началу ХХ столетия это был настоящий город с магазинами и лавками, ресторанами и харчевнями, банями и цирюльнями, постоялыми дворами и гостиницами.

До самой Первой мировой войны, во время которой появились другие заботы, ярмарка хранила свою популярность, во временам советского НЭПа она вновь стала набирать обороты, но в 1930 году власти решили ликвидировать ее как враждебный элемент, а грандиозные сооружения стали использовать под жилье.

Возрождение последовало только в конце XX века — начало этому положила выставка «Пролог». Теперь Нижегородская ярмарка является одним из пяти самых крупных в России выставочных центров, оборудованным всем необходимым для проведения конгрессов, конференций и выставок, на сегодняшний день без нее не обходится подписание практически ни одного важного контракта между странами — получается, она, как и в стародавние времена, все тот же центр международной торговли.

Nizhny Novgorod Fair

Speaking of Nizhny Novgorod, it is very difficult to choose a «main» attraction but one of them is the Nizhny Novgorod Fair it has been a center of trade not only in the city for centuries but throughout the state. We will begin our journey with the glorious Nizhny Novgorod.

The tradition of holding large fairs in Russia goes back to the 13th century; only then, people traded near Kazan, however, Russian merchants constantly suffered from robber attacks by the Tatars. In order to protect the interests of his subjects, Tsar Vasily III ordered to hold fairs in the city of Vasil'sursk, which was at the confluence of the rivers Sura and Volga. The fair enjoyed enormous popularity and it would have lasted there for centuries, but there was a fire, which all the wooden shops of merchants died. After that, the fair moved to Nizhny Novgorod, the project was successful due to the successful location on the banks of the two largest rivers, which goods were sent to the big cities of Russia and abroad through. In 1817, the construction of a fair complex began.

The fair kept its popularity until the First World War, in the days of the Soviet NEP it began to gain popularity again, but in 1930, the authorities decided to abolish it as a hostile element and buildings began to be used for housing.

The revival came only at the end of the 20th century and «Prologue» exhibition was the beginning of that. Now the Nizhny Novgorod Fair is one of the five largest exhibition centers in Russia with everything necessary for holding congresses, conferences and exhibitions. Today almost every important contract between the countries can be signed there.

Читать полностью Свернуть

Завтрак

Завтрак












09:20–09:40

Так как на прогулку мы отправились достаточно рано, местные кафе еще закрыты, поэтому подкрепиться завтраком мы предлагаем на свежем воздухе у фонтана, расположенного перед ярмаркой — вам только нужно будет купить в ближайшем магазине булочку или сэндвич с кофе и расположиться на скамейке, наслаждаясь великолепной архитектурой здания Нижегородской ярмарки.

Читать полностью Свернуть

Рождественская улица и Собор Пресвятой Богородицы

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры
Рождественская улица и Собор Пресвятой Богородицы












10:00–10:20

От ярмарки направляемся на улицу Рождественскую — мы предлагаем взять такси, время в пути займет всего около 10 минут.

И вот мы на Рождественской. Несколько веков она была всего лишь узенькой извилистой тропкой, тянувшейся от места торговли под Кремлевским холмом до современного переулка Вахитова. Так как находилась она позади рядов, называли ее «Зарядьем». Все изменил XVII век, когда Нижний Новгород стал развиваться бурными темпами, вместе с другими городскими пейзажами преобразилась и тропка, превратившись в настоящую улицу, на месте нынешней площади Маркина выросла церковь Космы (Козьмы) и Дамиана, тогда улица получила новое имя — Космодемьянской, а после постройки Рождественского храма ее нарекли Рождественской. В 1770 году появился план регулярной застройки, согласно которому Рождественская улица была «выпрямлена» за счет сноса ветхих домишек, а чтобы уберечь эту часть города от пожаров, было решено все здания возводить только в камне.

Рождественская улица стала неотъемлемой частью нижегородской торговли — богатые купцы строили здесь банки, магазины, доходные дома, биржи, гостиницы, торговые фирмы, здесь стояло четыре церкви и несколько часовен. В те времена Рождественская считалась одной из самых лучших в Нижнем Новгороде по своей красоте и многолюдности. С приходом новой власти в 1917 году Рождественскую улицу, дабы искоренить все воспоминания о дореволюционном прошлом, переименовали — сначала в Кооперативную, а позже ей присвоили имя Владимира Маяковского, и только в 1990-х годах вернули историческое название. Несмотря на все перипетии судьбы, улица сохранила былой облик, только добавились нотки современности, но в целом она осталась такой же, как в XIX веке, и никак нельзя упустить возможность насладиться старинной архитектурой, представляя, что вы вернулись в прошлое на два столетия назад.

Пройдя меньше полукилометра по Рождественской, вы встретите настоящий шедевр архитектуры — Рождественскую (Строгановскую) церковь, выстроенную солепромышленником Строгановым. Возводить храм купец начал в 1697 году, через несколько лет она была практически завершена, однако, отделочные работы велись еще долго — есть версия, что после введения государственной монополии на соль Строганов потерял интерес к торговле в Нижнем Новгороде, и даже на несколько лет уехал из города, из-за чего стройка была приостановлена. Также исследователи полагают, что церковь сильно пострадала от пожара, после чего восстанавливала ее уже супруга купца.

Но, так или иначе, здание получилось просто великолепным! Снаружи и внутри храм был пышно украшен искусной белокаменной резьбой — виноградные лозы, цветы, фрукты, всевозможные завитки и раковины, резные колонны и капители, нарядные наличники и карнизы делали церковь похожей на драгоценную резную шкатулку. В архитектуре даже появилось особое понятие «строгановский барокко», означавшее именно такой роскошный декор. Особого внимания заслуживают главы — когда-то они, судя по акварелям Шишкина и фотоотпечатку Карелина, были просто зелеными, но в XIX столетии их выкрасили наподобие куполов кремлевского храма Василия Блаженного, что придало строению еще больше очарования. Стоящую рядом колокольню украшают часы — сейчас это современный механизм, а вот с предыдущим, утерянным безвозвратно еще в начале XIX столетия, связан эпизод из жизни великого изобретателя Кулибина — будучи пятнадцатилетним юнцом, он несказанно поразил горожан, починив сломанные часы. Изначально храм был освящен во имя Собора Богоматери, но в середине XIX века стоявшая неподалеку Рождественская церковь была разобрана, и ее имя перешло на храм, выстроенный Строгановым.

Политические перемены начала XX века не обошли стороной и Рождественскую церковь, ее даже хотели разрушить, но настоятелю храма удалось собрать материал, подтверждающий архитектурную и культурную значимость здания, благодаря чему решили сохранить уникальный памятник. Вновь церковь освятили в 1993 году и, как прежде, она стала духовным прибежищем для нижегородцев.

Church of the Nativity of the Blessed Virgin Mary

Here we are on Rozhdestvenskaya Street. It was just a narrow, winding trail stretching from the place of trade under the Kremlin Hill to the modern Vakhitov Lane for several centuries. It was behind the ranks, it was called «Zaradye». The XVII century changed everything, when Nizhny Novgorod began to develop rapidly, along with other city landscapes. The trail was transformed into a real street then it received a new name — Kosmodemyanskaya and after the construction of the Nativity Church, it was renamed as Rozhdestvenskaya. In 1770, a regular development plan appeared, according to which the Christmas Street was «straightened» by demolishing dilapidated houses, and in order to protect this part of the city from fires, it was decided to erect all buildings only in stone.

Rozhdestvenskaya street became an integral part of the Nizhny Novgorod trade, rich merchants built banks, shops, revenue houses, exchanges, hotels, trading companies, there were four churches and several chapels. In those days Rozhdestvenskaya was considered one of the best in Nizhny Novgorod in its beauty and crowded.

You will meet a real masterpiece of architecture, which is the Rozhdestvenskaya church, built by salt collector Stroganov. The merchant began to build the church in 1697. There is a version that after the introduction of the state monopoly on salt, Stroganov lost interest in trading in Nizhny Novgorod, and even left city for several years. In addition, researchers believe that the church was badly damaged by the fire, after which the wife of the merchant restored it.

Political changes of the beginning of the XX century did not bypass the Rozhdestvenskaya Church, authorities wanted to destroy it, but the church of the temple managed to collect material confirming the architectural and cultural significance of the building. Once again, the church was consecrated in 1993 and it became a spiritual refuge for the Nizhny Novgorod citizens.

Читать полностью Свернуть

Блиновский пассаж

Достопримечательность, Памятник архитектуры, Панорамный вид
Блиновский пассаж












10:30–10:40

У дома №28 по ул. Рождественской встречаются две интересные скульптуры, изображающие людей двух профессий, названия которых очень похожи по звучанию, но совершенно из разных сфер — художник и пирожник. Первая изображает живописца Маковского, автора картины «Воззвание Минина», во время работы над очередным полотном, а вторая — просто симпатичного мальчугана торгующего вкусной выпечкой с лотка — она была подарена городу в День народного единства акционерным обществом «Каравай».

Самым представительным и значимым зданием на ул. Рождественской можно назвать Блиновский пассаж — прообраз современных торговых центов, выстроенный в 1876–1878 годах. Принадлежал он богатейшим купцам-промышленникам Федору, Аристарху и Николаю Блиновым, владевшим, помимо пассажа, пятью каменными домами на Рождественской, двумя мукомольными и двумя крупяными заводами в Заволжье. Строился пассаж по проекту петербургского архитектора К. Бруни — огромное здание в четыре этажа, стилизованное «под Древнюю Русь» было самым большим в Нижнем Новгороде. Чего только не было внутри — гостиница, телеграф, ресторан, два трактира, различные конторы, банки, доходное жилье, 25 магазинов и 49 лавок — все, что было необходимо на любую потребность и вкус.

С Блиновским пассажем связаны имена знаменитых людей — автор «Слепого музыканта» Владимир Короленко однажды обедал в ресторане, из этого же ресторана провожали в ссылку Максима Горького, а художник Константин Маковский во время работы над полотном «Воззвание Минина» жил в гостинице пассажа.

Блиновский пассаж сегодня, как и сотню лет назад, «населен» так же густо — под одной крышей соседствуют офисы и магазины, жилые квартиры и рестораны, даже почтовое отделение находится здесь до сих пор, мансардный этаж, откуда открывается великолепный вид на город, облюбовали художники — время течет, одно поколение сменяется другим, а здание живет так, как и задумывали его создатели.

Blinovsky Arcade

At the house number 28 on the Rozhdestvenskaya street. There are two interesting sculptures depicting people of two professions, the names of which sounds very similar but completely from different spheres it’s a painter and a baker. The first depicts the painter Makovsky, the author of the painting «The Proclamation of Minin» while working on another painting, and the second just a pretty boy selling delicious baking from the tray — it was presented to the city on the Day of National Unity by the joint stock company «Karavai».

The most representative and significant building on the street can be called Blinovsky Arkade — the prototype of modern trade center, built in 1876–1878. It belonged to the richest merchant industrialists Fedor, Aristarkh and Nikolai Blinov, who, besides the arcade, owned five stone houses at Rozhdestvenskaya, two flour mills and two cereals in Volga region. Arcade was constructed according to the project of St. Petersburg architect K. Bruni — a huge four floors building was the largest in Nizhny Novgorod. There were a hotel, telegraph, restaurant, two taverns, various offices, banks, lodging, 25 shops and 49 shops — everything that was necessary for every need and taste.

The author of «The Blind Musician» Vladimir Korolenko once dined at a restaurant here, Maxim Gorky was escorted to the exile from the same restaurant, and artist Konstantin Makovsky, while working on the canvas «Minin's Appeal», lived in the hotel of the arcade.

Blinovsky arcade today, like a hundred years ago, is «populated» just as densely — under one roof there are offices and shops, residential apartments and restaurants, even the post office is still here, the attic floor, which offers a magnificent view of the city.

Читать полностью Свернуть

Площадь Маркина

Достопримечательность
Площадь Маркина












10:40–10:50

Прямо напротив Блиновского пассажа раскинулась площадь Маркина, которую с противоположной стороны замыкает здание Речного вокзала. Когда-то эта площадь называлась Сафроновской или Софроновской, в 1980-х годах ее переименовали в честь комиссара времен революции — Н.Г. Маркина, создателя Волжской военной флотилии, погибшего в 1918 году во время артобстрела на Каме. В центре вы как раз и увидите монумент героям Волжской военной флотилии, памятные стены, якоря, но, помимо этого, на площади встречается несколько весьма интересных памятников и объектов.

Вот, к примеру, массивный металлический старинный фонарь с двумя светильниками, оказывается, вовсе не фонарь, а… водоразборная колонка! Подойдя поближе, вы увидите в нижней части столба небольшую чашу и кран — именно так выглядела самая первая колонка, появившаяся в Нижнем Новгороде в XIX столетии. Совсем рядом с ней — памятник таксофону — это самая настоящая телефонная будка 1960-х годов с аппаратом тех же времен — всего полвека назад таксофоны встречались повсеместно, а сейчас они уже выглядят почти диковинкой. Неподалеку встречаются два весьма необычных аттракциона — Велогенератор и Арка электрических витаминов — яркая иллюстрация законов физики. Велогенератор представляет собой велосипед, в котором прямо на ваших глазах происходит превращение механической энергии в электрическую — для этого нужно просто сесть на него, покрутить педали и лампочки на байке зажгутся, и чем быстрее вы будете крутить педали — тем ярче будет свет!

Арка электрических витаминов представляет собой другой физический закон — по своей сути это огромный амперметр, показывающий… насколько счастлив человек! Да-да, счастье можно измерить! Оказывается, положительные эмоции снижают «омическое» сопротивление организма, нужно приложить ладони к специальным пластинам на столбах арки, и стрелка под крышей покажет «уровень счастья» — чем радостней эмоции, тем сильнее она будет отклоняться.

Markin’s Square

Directly opposite the Blinovsky arcade, Markin’s Square stretches from the opposite side of the River Station building. Once this area was called Safronovskaya, in 1980s it was renamed in honor of the commissar — N.G. Markin, the creator of Volga military flotilla, who died in 1918 during the shelling on Kama. In center, you will see a monument to the heroes of Volga Flotilla, memorable walls, anchors.

Here you can see a massive metal antique lamp that is a water column! Then at the bottom of the column is a small bowl and a crane — that's exactly what the very first column appeared in Nizhny Novgorod in XIX century. A monument to a payphone — this is a real phone booth of the 1960s with a device of the same time — only half a century ago payphones were everywhere, and now they almost look like a curiosity. Nearby there are two very unusual attractions — Velogenerator and Arch of electric vitamins — a vivid illustration of physics laws. The bicycle generator is a bicycle in which mechanical energy turns into electrical energy — you just need to sit on it, twist the pedals and the lights on bike will light up, the faster you pedal, the brighter the light!

The arch of electric vitamins is another physical law — in essence, it is a huge ammeter, showing how happy a person is! Yes, happiness can be measured! It turns out that positive emotions reduce the «active resistance» of the body, you need to put hands onto special plates on the pillars of arch, and the arrow under the roof will show «the level of happiness» — the more joyful emotions, the more it will deviate.

Читать полностью Свернуть

Торговый дом С.М. Рукавишникова

Достопримечательность, Памятник архитектуры
Торговый дом С.М. Рукавишникова












10:50–11:00

По правую сторону от Речного вокзала можно увидеть здание, чей стиль разительно отличается от окружающей архитектуры — среди строений, характерных для русской провинции, неожиданно встречаются готические мотивы. Это торговый дом, принадлежавший Сергею Михайловичу Рукавишникову — представителю известной нижегородской купеческой династии, прославившейся не только своим богатством, но и благотворительностью. Вместе с банком торговый дом Рукавишниковых представляет единый ансамбль, его фасады четко делятся по вертикали, необычный силуэт подчеркивают крутые кровли и тоненькие ажурные башни-фиалы разной высоты, увенчанные металлическими колпачками. Оригинальный облик был рассчитан на обозрение с реки и, нужно сказать, автору — архитектору Ф. Шехтелю, задумка удалась — здание не остается незамеченным, взгляд буквально выхватывает его среди пейзажа благодаря необычному облику.

Еще во время Первой мировой войны помещение Торгового дома было приспособлено под пошив обмундирования, с тех пор оно так и осталось швейным цехом, менялись только названия и производимый товар.

Rukavishnikov Trade House

On the right side from River Station you can see the building, which style is very different from surrounding architecture — among buildings typical for Russian province, unexpectedly there are Gothic motifs. This is a trading house owned by Sergei Rukavishnikov — a representative of famous merchant dynasty of Nizhny Novgorod, famous not only for its wealth, but also for its charity. Together with the bank, Rukavishnikov trading house represents a single ensemble, its facades are clearly divided vertically, the steep roofs and thin openwork tower-vials of different heights, crowned with metal caps, emphasize the unusual silhouette. The original look was designed in a way that it can be seen from the river and, it must be said, the author — architect F. Shekhtel, the idea was a success — the building does not go unnoticed, the sight literally snatches it from the landscape thanks to its unusual appearance.

Even during the First World War, premises of the Trade House were adapted for sewing uniforms, since then it has remained a sewing workshop, only the names and manufactured goods have changed.

Читать полностью Свернуть

Храм святого пророка Божьего Илии

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры
Храм святого пророка Божьего Илии












11:15–11:25

С Нижне-Волжской набережной мы возвращаемся обратно, в сторону города по переулку Вахитова и здесь, у пересечения с улицей Ильинской, нас ждет очередная достопримечательность — храм Илии Пророка.

Несмотря на то, что церковь совсем небольшая, да и в архитектуре ее нет ничего выдающегося, она считается одной из самых известных в Нижнем Новгороде благодаря старинной красивой легенде.

Случилась эта история в самом начале XVI столетия — присяжник Иоанна III, казанский царь Махмет Аминь, величавший себя сыном государя, решил вернуть себе самостоятельность — перебив русских купцов в Казани, он взял в союзники брата жены Мирзу Ногайского и огромным войском в 60 тысяч человек двинулся на Нижний Новгород. В ту пору не было еще Кремля, чьи каменные стены могли бы защитить от врага, на высоком земляном валу стоял лишь дубовый тын, окруженный глубоким рвом. Высланное Иоанном стотысячное войско почему-то засело под Муромом, а нижегородцы остались один на один с бедой. Не миновать бы им гибели, если бы не отважный молодой воевода Иван Симский, которому на тот момент едва исполнилось двадцать лет — зная о бесчисленном вражеском войске и видя панику горожан, он решил дорого продать их жизни, сражаясь до последнего. На счастье свое и всего народа вспомнил он о томившихся в плену литовцах и призвал их на помощь, поставив перед выбором — если недруги захватят город, то погибнут все до единого — не щадят татары никого, но можно встретить смерть в бою как настоящие воины, а коли одержат победу — получат свободу. В распоряжении нижегородцев были пушки, да вот пушечному делу никто обучены не был, для литовцев же это было обыденностью, так искусный воин Федор-Литвич точным выстрелом убил ногайского Мирзу. Среди вражеского войска и началось смятение — ногайцы не пожелали подчиниться Махмет Аминю и обратили свое оружие уже против татар, вместо осады города они пошли друг на друга, оставив Нижний Новгород.

В честь неожиданной победы на месте, где стоял шатер убитого Мирзы, выстроили храм в честь Илии Пророка — покровителя грома и молнии, с которым ассоциировался пушечный бой в те времена. Конечно, многое за несколько веков пережила церковь — не раз она горела, но обновлялась и отстраивалась заново, поэтому сегодня мы можем любоваться старинным храмом — свидетелем удивительной истории.

Temple of the Holy Prophet Elijah

From the Lower Volga embankment, we go back to the city along Vakhitov Lane and here, at the intersection with Ilinskaya Street, we meet with another attraction — the temple of the Holy Prophet Elijah.

Despite the fact that the church is quite small, and there is nothing outstanding in its architecture, it is considered to be one of the most famous in Nizhny Novgorod.

This story happened at the very beginning of sixteenth century — the apprentice of John III, the Kazan king Mahmet Amin, who called himself the son of the sovereign, decided to regain his independence — after interrupting Russian merchants in Kazan, he took his wife Mirza Nogai's brothers and his huge army of 60,000 people to Nizhny Novgorod. At that time there was no Kremlin, which stone walls could protect from enemy, on the high earthen rampart there was only an oak tree, surrounded by a deep moat. The hundred thousand army, sent by John, for some reason settled under Murom, and Nizhny Novgorod citizens were left alone with the disaster. If they did not escape the death of the brave young commander Ivan Simsky, who at the time was barely twenty years old — knowing of the countless hostile army and seeing the panic of the townspeople, he decided to save their lives dearly, fighting to the last. Fortunately for his and all the people he remembered about Lithuanians who were languishing in captivity and urged them to help, having set before the choice — if enemies take the city, then all will die — no one spares the Tatars, but one can meet death in battle as real warriors, and If they win, they will be given freedom. At the disposal of citizens of Nizhny Novgorod were cannons, but no one was trained for cannonry, for Lithuanians it was common, so skilful warrior Fedor-Litvich killed Nigais Mirza with an accurate shot. Among the enemy troops, and commotion began — the Nogai did not want to obey Makhmet Amin and turned their weapons against the Tatars instead of siege of the city they went on each other, leaving Nizhny Novgorod.

In honor of unexpected victory in the place where the tent of murdered Mirza stood, they built a church in honor of Elijah the Prophet — the patron of thunder and lightning, which was associated with a cannon fight in those days. Of course, many times in a few centuries the church survived — it burned more than once, but it was renovated, so today we can admire the ancient temple — a witness to an amazing history.

Читать полностью Свернуть

Памятник Минину и Пожарскому

Достопримечательность
Памятник Минину и Пожарскому












11:25–11:30

По улице Ильинской мы направляемся на площадь Народного Единства, по пути встречается красивая белоснежная церковь с колокольней, выстроенная согласно классическим традициям русского храмового зодчества. В далеком 1687 году купец Олисов возвел здесь церковь Казанской иконы Божией Матери в честь победы над литовскими интервентами. К сожалению, та старинная церковь не пережила суровые годы религиозных гонений — она попросту была разрушена, но на ее месте в начале 2000-х годов вырос новый храм.

Буквально сотня метров — и мы у подножия Кремля — на площади Народного Единства, в центре которого возвышается памятник Минину и Пожарскому. Его история уходит корнями в далекие времена Смуты, когда в 1611 году земский староста Козьма Минин обратился к нижегородцам с воззванием выступить против польско-литовских захватчиков, осадивших Москву. Полководцем для народного ополчения был избран князь Пожарский, принявший командование с условием, что всеми хозяйственными делами будет ведать Минин. Дальнейшую историю ополчения вряд ли нужно пересказывать заново — победа над иноземными захватчиками увековечила единство русского народа и память о князе Дмитрии Пожарском и земском старосте Козьме Минином.

Вопрос об установке памятника в Нижнем Новгороде в честь народных героев был поднят спустя двести лет после тех событий, подготовка шла своим чередом — был объявлен сбор средств, Иван Мартос создал проект скульптуры, но… неожиданно император Александр I, ввиду важности идеи, решил установить именно этот памятник на главной площади Москвы, а Нижнему Новгороду «достался» лишь обелиск с изображением Минина и Пожарского.

Историческая справедливость восторжествовала лишь в 2005 году — по инициативе московского мэра точная копия того старинного памятника, исполненная Зурабом Церетели, появилась и в Нижнем Новгороде, место было избрано знаковое — рядом с храмом Рождества Иоанна Предтечи, откуда Минин призывал земляков защитить Москву.

Minin and Pozharskiy Monument

Along Ilinskaya Street we head for the People's Unity Square, along the way we meet a beautiful snow-white church with a bell tower, built according to classical traditions of Russian temple architecture. In distant 1687 merchant Olisov esteblished here the church of Kazan Icon of the Mother of God in honor of the victory over the Lithuanian invaders. Unfortunately, that old church did not survive the harsh years of religious persecution — it was simply destroyed, but in its place in early 2000s a new church appeared.

Literally, a hundred meters — and we are by the Kremlin — on Square of People's Unity, in the center of which stands the monument to Minin and Pozharsky. Its story dates back to distant vague times, when in 1611 zemsky mayor Kozma Minin asked citizens of Nizhny Novgorod to oppose the Polish-Lithuanian invaders who besieged Moscow. The commander for militia was elected Prince Pozharsky, who took command with the condition that Minin would be in charge of all economic affairs. The further history of militia can hardly be retold anew — the victory over foreign invaders perpetuated the unity of Russian people and the memory of Prince Dmitry of Pozharsky and Zemstvo elder Kozma Minin.

The question of establishing a monument in Nizhny Novgorod in honor of heroes was raised two hundred years after those events. The fundraising was announced, Ivan Martos created a sculpture project, but … unexpectedly Emperor Alexander I, decided to establish this monument on the main square of Moscow, and Nizhny Novgorod «got» only an obelisk with the image of Minin and Pozharsky.

Historical justice triumphed only in 2005 — at the initiative of the Moscow mayor, an exact copy of that ancient monument, performed by Zurab Tsereteli, appeared in Nizhny Novgorod, the place was chosen a symbolic one — next to the Church of the Nativity of John the Baptist, from which Minin called on fellow countrymen to defend Moscow.

Читать полностью Свернуть

Храм Рождества Иоанна Предтечи

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры
Храм Рождества Иоанна Предтечи












11:30–11:40

Доминантой площади Народного единства является Храм Рождества Иоанна Предтечи — один из самых древних в Нижнем Новгороде, чье значение для истории всего русского народа сложно переоценить, ведь именно отсюда, с паперти тогда еще деревянной церкви, звучало вдохновляющее пламенное воззвание Козьмы Минина.

Первая церковь на этом месте, как мы уже сказали, была деревянной, известно, что стояла она здесь еще в XIV столетии. В камне храм возводил за собственные средства купец Гавриил Дранишников в 1676 году — вернувшись после многолетней службы в Астрахани, он обратился к митрополиту за позволением выстроить церковь в знак приверженности к православной вере, так как за время отсутствия его супруга Анна и сын бежали к старообрядцам. Разрешение было получено, однако купец так и не увидел готового храма — в 1679 году он скоропостижно скончался, едва успев перед смертью оставить завещание брату — все свое имущество он оставлял ему, но только с условием, что тот достроит церковь. Спустя четыре года после кончины купца храм был освящен. За время своего существования он не раз обновлялся, достраивался, поэтому его облик существенно изменился, при этом нельзя сказать, что в лучшую сторону, особенно обезобразили храм перестройки в советское время, когда его приспосабливали под хозяйственные нужды. Только в 2005 году общими усилия ансамблю вернулся первоначальный облик, радующий глаз своими изящными формами.

Church of Nativity of St. John the Baptist

This church is one of the oldest in Nizhny Novgorod, whose significance for the history of entire Russian people can not be overestimated.

The first church in this place was wooden, it is known that it stood here in the XIV century. Stone church was built at its own expense by the merchant Gabriel Dranishnikov in 1676 — after returning from his long service in Astrakhan, he appealed to the metropolitan for permission to build a church as a sign of adherence to Orthodox faith, as during the absence of his wife Anna and her son fled to the Old Believers. The permit was received, but the merchant never saw the ready temple — in 1679 he died suddenly, barely having left his will to his brother before his death — he left all the property to him, but only with the condition that he would finish building the church. Four years after the merchant's death, the temple was consecrated. During its existence, it was updated many times, it was completed, so its appearance has changed significantly, and it can not be said that for the better, the temple was disfigured during the Soviet era, when it was adapted for economic needs. Only in 2005, the collective efforts of the ensemble returned to their original appearance, pleasing the eye with their elegant forms.

Читать полностью Свернуть

Нижегородский Кремль

Музей, Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник
Нижегородский Кремль












11:40–12:00

И вот мы у подножия Нижегородского кремля — древней крепости, множество раз защищавшей жителей города от захватчиков, причем, настолько хорошо, что он за всю свою историю ни разу не был взят врагом — семнадцать раз его осаждал неприятель, но он оставался неприступным.

Нижегородский кремль, зовущийся романтиками «каменным ожерельем города», по праву считается уникальным, ведь по своей организации он не имеет аналогов в России, существует предположение, что он был спроектирован на основе идеи Леонардо да Винчи о строительстве казематов — специальных укрытий для спасения жизни. По своим габаритам он лишь немного уступает московскому кремлю — в столичной крепости 20 башен, в нижегородской — 13, общая длина стен первой составляет 2500 метров, последней — 2080, толщина стен Нижегородского кремля тоже солидная — 5 метров — поэтому вовсе неудивительно, что он всегда оказывался врагу «не по зубам».

Самые первые деревянно-земляные укрепления были построены в 1221 году — основание этой крепости считается датой рождения города, в конце XIV столетия князь Дмитрий Константинович заложил каменный кремль, а уже в 1500 году начались масштабные строительные работы — Нижний Новгород в те времена играл важнейшую роль в военных действиях против Казанского ханства, поэтому его укрепление было первоочередной задачей. Возводили кремль из красного кирпича, работы шли быстро — итальянскому архитектору Пьетро Франческо, которого на русский манер звали Петром Фрязиным, потребовалось всего 15 лет на полное завершение строительства.

Часть башен кремля именовали по названиям располагавшихся рядом церквей — Никольская, Ивановская, Борисоглебская, Зачатьевская, Георгиевская, другие же башни имели имена согласно отличительным признаками — в Пороховой, ясно, хранился порох, Кладовая была складом, Часовая башня служила сторожевой и была оборудована часовым механизмом еще в XVI веке; Белая — единственная из всех была облицована белым кирпичом; Северная, как уже понятно, располагалась ближе всех к северу; Тайницкая была соединена с речкой Почайной тайным ходом, хотя, нужно сказать, у них были и вторые названия, также связанные со стоящими рядом храмами; Дмитриевская была наречена в честь князя Дмитрия Константиновича или, как еще полагают, в честь святого Димитрия Солунского.

Самое загадочное название носит Коромыслова башня — существует две версии, согласно одной из них, башню назвали так в честь местной девицы, которая поутру пошла за водой и встретила врагов-татар, отбиваясь от них коромыслом, она уложила десятерых. Естественно, это напугало супостатов, и они ретировались — если уже девушки в Новгороде на такое способны, то что говорить о воинах? Согласно другой легенде, Коромыслова башня была построена самой первой — якобы во время закладки первого камня, согласно поверью, нужно было принести жертву, причем, это должен был быть человек, вот им и оказалась девушка, вышедшая по воду с коромыслом, которую замуровали в основании крепости… Какое из этих преданий ближе к истине — остается загадкой, возможно, и та, и другая — просто выдумка, а у названия есть другое, более прозаичное обоснование. Еще одна легенда, связанная уже со всем кремлем, гласит, что где-то глубоко под землей в тайниках хранится библиотека, привезенная из Византии женой Ивана III Софьей — не раз предпринимались попытки разыскать клад, однако, до сих пор безуспешно.

После завоевания Казани Нижегородский кремль утратил свое значение как фортификационное сооружение и стал служить административным центром, им он, собственно, остается и по сей день.

Nizhny Novgorod Kremlin

This is an ancient fortress, many times defending residents of the city from invaders, and so well, have never been taken by the enemy — seventeen times its besieging enemy.

Nizhny Novgorod Kremlin, calling romantics «stone necklace town», is considered to be unique because of its organization it has no analogues in Russia, there is an assumption that it was designed on the basis of ideas of Leonardo da Vinci on the construction of the casemates — special shelters to save lives. In the main fortress there are 20 towers, in Nizhny Novgorod tower — 13, the total length of walls is 2,500 meters, the latest — 2080, the thickness of the walls — 5 meters — so it is no surprise that it always turned out to be «beyond the teeth».

The very first wooden-earth fortifications were built in 1221 — at the end of XIV century Prince Dmitry Konstantinovich laid the stone citadel, and in 1500 began large-scale construction work — Nizhny Novgorod at the time played a crucial role in military operations against the Kazan Khanate, so its strengthening was a priority. The Kremlin was built from red brick and it took only 15 years to complete the construction.

Koromyslova Tower has a mysterious legend- there are two versions, according to one of them, the tower was named in honor of a local girl who went to fetch water in the morning and meet the enemy-Tatar, fighting off their rocker, put ten. According to another legend, Koromyslova tower was built the very first — supposedly at the time of laying the first stone, according to the legend, it was necessary to make a sacrifice, and, it should have been a man, so they turned out to be a girl who came out on the water with a yoke, fortress. After the conquest of Kazan, Nizhny Novgorod Kremlin lost its importance as a fortification and began to serve as an administrative center.

Читать полностью Свернуть

Художественный музей

Музей, Достопримечательность
Художественный музей












12:10–13:10

Внутри кремлевских стен располагается бывший дом военного губернатора — просторное трехэтажное здание в стиле барокко, выстроенное по проекту архитектора Шарлеманя в 1837–1841 годах. До самой революции, сменяя друг друга, в резиденции проживали 14 нижегородских губернаторов.

Сейчас губернаторскую усадьбу занимает государственный художественный музей — один из старейших региональных музеев страны. Он был создан в конце XIX столетия по инициативе двух известных художников — Николая Кошелева и Андрея Карелина и первоначально располагался в Дмитриевской башне. Основу коллекций составляли картины, преподнесенные в дар живописцами, после революции они пополнились полотнами национализированных дворянских собраний.

На сегодняшний день в музее представлена русская живопись XVIII-XX столетий, графика, иконопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, западноевропейское искусство XV-XX веков, искусство стран Востока. Коллекции музея настолько обширны, что все экспонаты не смогли уместиться в одном здании, поэтому одна часть находится в губернаторском доме, а другая — в особняке, принадлежавшем купцу Сироткину — к нему мы обязательно сегодня вернемся, а пока предлагаем посетить выставки в бывшем губернаторском дворце и насладиться творчеством талантливых художников.

Art Museum

Inside the Kremlin walls is the former house of military governor — a spacious three-story building in Baroque style, built according to the project of architect Charlemagne in 1837–1841. Until the revolution, the residence was inhabited by 14 Nizhny Novgorod governors.

Now the governor's estate is occupied by the State Art Museum — one of the oldest regional museums in the country. It was opened at the end of XIX century on initiative of two famous artists — Nikolai Koshelev and Andrei Karelin and originally located in Dmitrievsky Tower. The basis of collections were paintings presented as gifts by painters, after the revolution they replenished with canvases of nationalized noble assemblies.

To date, the museum presents Russian paintings of XVIII-XX centuries, graphics, icon painting, sculpture, arts and crafts, Western European art of 15th-20th centuries, the art of Oriental countries. The collections of the museum are so vast that all exhibits could not fit in one building, so one part is in governor's house, and the other is in mansion owned by merchant Sirotkin.

Читать полностью Свернуть

Государственный центр современного искусства

Галереи и выставки, Культурный центр
Государственный центр современного искусства












13:10–13:50

Пройдя по дорожке, ведущей от художественного музея к стенам кремля, мы окажемся у одного из самых больших кремлевский зданий — Арсенала, возведенного в стиле позднего классицизма в середине XIX столетия. Выстроено оно было по личному указу Николая I согласно проекту архитектора А. Леера, здание предназначалось для «хранения оружия и мундирных и амуничных вещей для запасных войск 6-го пехотного корпуса», за основу были взяты столичные образцы казарм и складов.

Больше полутора веков здание Арсенала хранило свое первоначальное предназначение, являясь складом военного имущества, а в 2003-м его передали Государственному центру современного искусства. В течение нескольких лет проводилась реставрация здания, при этом бережно сохранились старинные конструкции, а при добавлении новых, современных элементов, мастера постарались в точности повторять формы и материалы строения, дабы не нарушить гармонию архитектурного замысла. Сейчас в здании Арсенала проходят различные выставки международного и всероссийского масштаба, лекции, кинопоказы, фестивали, реализуются специальные проекты, в холле второго этажа действует постоянная экспозиция Genius Loci, посвященная истории и архитектурным особенностям Пороховой башни и Арсенала, а на первом в просторном зале проходят выставки живописи, фотографии и инсталляций.

State Center of Modern Art

Having passed along the path leading from the art museum to Kremlin walls, we will find ourselves at one of the largest Kremlin buildings — the Arsenal, built in the style of late classicism in the middle of XIX century. It was built according to personal decree of Nicholas I according to the project of architect A. Leer, the building was intended for «storage of weapons and uniforms and ammunition for the reserve troops of the 6th Infantry Corps».

For more than a century and a half, the Arsenal building retained its original purpose, being a storehouse of military property, and in 2003 it was handed over to the State Center of Modern Art. For several years, the restoration of the building was carried out, while ancient designs were carefully preserved, and with the addition of new, modern elements, the masters tried to accurately repeat the shapes and materials of the structure, so as not to disturb the harmony of the architectural design. Now in Arsenal building there are various exhibitions of international and national scale, lectures, film shows, festivals, special projects. In second floor lobby there is a permanent exposition of Genius Loci, dedicated to the history and architectural features of Gunpowder Tower and Arsenal, and on the first in a spacious hall painting, photography and installations.

Читать полностью Свернуть

Площадь Минина и Пожарского

Достопримечательность
Площадь Минина и Пожарского












13:50–14:00

Пройдя через ворота Дмитриевской башни кремля, мы окажемся прямо на главной площади Нижнего Новгорода, носящей имя прославленных героев народного ополчения 1612 года Минина и Пожарского. Эта старинная площадь некогда была центром Верхнего посада — сюда вели сухопутные торговые пути, здесь же шла бойкая торговля, обеспечивавшая все потребности верхней части города, звалась она тогда Верхнепосадской или Верхнеторговой. После возведения в 1697 году Благовещенского собора площадь переименовали в Благовещенскую. До появления регулярного плана застройки города в 1770 году на территории перед Дмитриевской башней располагались дома посадских людей, а вот после этого площадь начала преображаться. Согласно плану, площадь должна была принять форму трапеции, предполагалось сохранить исторически сложившиеся направления улиц, но возводить теперь разрешалось только каменные строения.

После революции Благовещенскую площадь объединили с лежавшей рядом Семинарской, в результате получилась площадь довольно необычной формы — в виде ковша, нарекли ее Советской. В конце 1930-х годов появился генеральный план «социалистического города Горького», изменения должны были кардинального затронуть и Советскую площадь, при этом предполагалось снести часть стен и башен кремля, которые, якобы, совсем не соответствовали «социалистическому» облику — их даже назвали «памятником алчного феодализма», однако, начавшаяся вскоре Великая Отечественная война буквально спасла кремль. В тяжелые годы для подъема духа жителей Нижнего Новгорода (тогда Горького) на центральной площади был установлен памятник Козьме Минину, с тех пор Советскую стали называть в честь героя ополчения, к которому заодно прибавили и фамилию князя Пожарского. По периметру располагается немало исторических достопримечательностей, которые притягивают сюда туристов — первый корпус Медицинской академии, Дворец труда, корпуса Педагогического университета и другие, чей возраст уже перевалил за сотню лет.

Minin and Pozharsky Square

Passing through the gates of Dmitriev Kremlin tower, we will be right on the main square of Nizhny Novgorod, bearing the name of famous heroes of 1612 militia Minin and Pozharsky. This ancient square was once the center of the Upper Land — here were the land trade routes, brisk trade, which provided all the needs of the upper part of the city, it was then called Verkhneposadskaya or Verkhnetorgovo. After the construction of Annunciation Cathedral in 1697, the square was renamed Blagoveshchenskaya. Before the appearance of regular urban development plan in 1770 on the territory in front of Dmitrievskaya tower were houses of local people, but after that the area began to change. According to the plan, the square was supposed to take the form of a trapezoid, it was supposed to preserve the historically developed directions of the streets, but now only stone structures were allowed to be established.

After the revolution, Annunciation Square was combined with nearby Seminar Square, resulting in an area of a rather unusual shape — in the form of a bucket, called it Soviet. In late 1930s, a general plan for the «socialist city of Gorky» appeared. Changes dramatically affected the Soviet square, and it was supposed to demolish part of the walls and towers of the Kremlin, which allegedly did not correspond to the «socialist» appearance, however, the Great Patriotic War literally saved the Kremlin. In difficult years for uplifting the spirit of Nizhny Novgorod citizens (then Gorky) in the central square was established a monument to Kozma Minin, since then the Soviet began to be named in honor of the hero of the militia, to which they also added the name of Prince Pozharsky. Along the perimeter, many historical sights attract tourists — the first building of Medical Academy, the Palace of Labor, the buildings of Pedagogical University and others.

Читать полностью Свернуть

Обед в Butcher Burger Bar

Кафе
Обед в Butcher Burger Bar












14:00–15:00

На обед мы отправимся в Butcher Burger Bar, что находится в начале Большой Покровской. В лаконичном меню вы найдете несколько видов бургеров: классический, чизбургер со 100% домашним сыром, веганский, «Дабл бургер» и бургер без булки, приготовленный на листьях салата. Кроме бургеров здесь можно заказать сэндвич с пастрами, антрекот стейк из мраморной говядины или куриные крылышки в корейском соусе. К еде возьмите домашний лимонады или милкшейк.

Читать полностью Свернуть

Большая Покровская и Здание Госбанка

Достопримечательность, Памятник архитектуры
Большая Покровская и Здание Госбанка












15:15–15:30

Большая Покровская — одна из самых старинных улиц в Нижнем Новгороде, интересно, что она стала пешеходной даже раньше московского Арбата — городской транспорт полностью исчез с нее в 1982 году. Свое имя улица получила по названию храма Покрова Пресвятой Богородицы, располагавшемуся на месте нынешнего дома под номером 30А.

Издавна Покровка считалась дворянской улицей, здесь селились самые богатые купцы и крупные чиновники, возводя особняки, поражавшие красотой и роскошью.

В наши дни Покровка остается самой популярной улицей среди туристов, ведь большинство зданий великолепно сохранилось с тех времен, ее украшают фонари, стилизованные под старину, множество интересных скульптур, культурная жизнь просто бьет ключом — тут находится множество музеев, театры и так же, как на столичном Арбате, здесь пишут картины местные художники, и поднимают настроение, создавая ощущение праздника, уличные музыканты.

Мы начинаем свое путешествие по Большой Покровской от ресторана, где только что пообедали, любуясь по пути старинной архитектурой и необычными композициями. Вдоль улицы буквально один за другим встречаются скульптуры, изображающие жителей Нижнего Новгорода XIX века — благодаря уникальному проекту, можно вспомнить историю — старинные костюмы и профессии, многих из которых уже и в помине нет, возвращающие нас на пару столетий назад.

Самым первым на углу у пересечения с Малой Покровской можно увидеть памятник почтальону, его расположение совсем неслучайно — совсем рядом располагается здание Главпочтамта, а когда-то здесь был ямской двор — предшественник современной почты.

Чуть дальше, через дорогу мы встречаем «Модницу» — молодая девушка в пышном платье прихорашивается, глядя на себя в большое зеркало (кстати, настоящее). А вот широким жестом приглашает в заведение трактирщик с пышной шевелюрой и усами, а напротив театра кукол на скамейке расположилась дама в изысканном наряде с мальчуганом в матросском костюмчике.

У пересечения с Университетским переулком находится необычная композиция — на постамент водружена огромная ложка с ярко-зеленой оливкой — этот подарок городу преподнес Масложировой комбинат, скульптура «Ложка вкуса» символизирует разнообразие вкусов и кулинарных предпочтений людей. Еще через полсотни метров — «Половой» — памятник представителю совсем незабытой профессии с канувшим в лету названием — на современный лад это официант, стоит он как раз напротив входа в ресторан «Виталич». На углу у пересечения с улицей Октябрьской встречается «Дворянская чета» — поговаривают, что эта композиция посвящена конкретным людям, а именно — декабристу Ивану Анненкову и его супруге Полине Гебль. После 30-летней ссылки в Сибири им разрешили поселиться в Нижнем Новгороде, причем Анненков принимал настолько живое участие в жизни города, что его удостоили звания Почетного гражданина. Чету Анненковых принято считать символом любви и преданности — кто знает, сколько лишений пережила молоденькая дочка француженки-модистки и офицера наполеоновской армии, отправившаяся за мужем в холодную Сибирь… Их история легла в основу сюжета «Учитель фехтования» — известно, что Александр Дюма в 1858 году приезжал в Нижний Новгород и встречался с Анненковым, их же преданная любовь была отражена в фильме «Звезда пленительного счастья».

А вот у дома №16 мы рекомендуем задержаться подольше — перед нами одно из самых красивых и загадочный зданий Нижнего Новгорода — Государственный банк, напоминающий средневековый замок и древнерусский терем одновременно. С крепостными сооружениями его роднят мощные стены, облицованные уральским камнем, круглые башни, увенчанные островерхими крышами со шпилями, а вот схожесть с теремом зданию придают нарядное шатровое крыльцо, широкие окна в пышном обрамлении наличников и богатый декор фасадов. Пожалуй, среди всего обилия украшений особенно выделялся луковичный фронтон с огромным гербом Российской Империи в окружении ангелов, шпили на крыльце и башнях украшают золоченые гербы Нижнего Новгорода. Интересна часовая башенка — небольшая пристройка у главного фасада. Поскольку очевидной необходимости в постройке отдельной башни для часов не просматривается, родилась городская легенда — якобы сразу за зданием банка находился дом, жильцы которого никак не хотели убирать с балкона развешенное нижнее белье, и башню пришлось построить прямо перед визитом Николая II, дабы скрыть это безобразие от императорских глаз.

История здания не менее удивительна, чем оригинальная архитектура. Многие считают здание Госбанка подарком нижегородских купцов, но, на самом деле, те не имеют абсолютно никакого отношения к строительству — все работы выполнялись исключительно за счет казенных средств. Строился он в 1913 году в честь 300-летия династии Романовых, однако, истинные причины кроются гораздо глубже. Решение о возведении здания банка в Нижнем Новгороде было принято царским правительством в 1910 году — уже тогда было понятно, что Первая мировая война неизбежна, а потому все ценности необходимо было перевезти подальше от западных границ, в качестве доказательства этой теории можно привести одновременное строительство банков в Казани и Самаре. И действительно, во время гражданской войны в стенах нижегородского банка находилось больше половины золотого запаса страны, а еще поговаривают, будто именно здесь начинается знаменитое «золото Колчака» — несметные сокровища, бесследно пропавшие в годы революции.

Bolshaya Pokrovskaya and the State Bank Building

Bolshaya Pokrovskaya is one of the oldest streets in Nizhny Novgorod, it is interesting that it became pedestrian even before the Moscow Arbat Street — city transport completely disappeared from it in 1982. The street got its name from the name of the church.

Long since Pokrovka was considered a noble street, the richest merchants and major officials settled here, establishing mansions that amazed beauty and luxury.

Nowadays Pokrovka remains the most popular street among tourists, because most of the buildings have been kept since that time. It is decorated with old-style lanterns, interesting sculptures, cultural life is just the key — there are many museums, theaters and just like the capital's Arbat, local artists paint pictures here, cheering up, creating a sense of celebration.

Along the street literally one after another there are sculptures depicting the inhabitants of Nizhny Novgorod of the XIX century — thanks to a unique project, you can recall the history — ancient costumes and professions, many of which already are not in sight, returning us a couple of centuries ago.

The very first on the corner at the intersection with Malaya Pokrovskaya you can see the monument to postman, its location is not accidental — just next to the main post office building, and once there was a Yamskaya courtyard — the forerunner of modern mail.

A little further, across the road, we meet «Fashion Girl» — a young girl in a gorgeous dress brightens up, looking at herself in a large mirror (by the way, present). But with a broad gesture, an innkeeper with magnificent hair and a mustache is invited to the establishment, and opposite the puppet theater on a bench is a lady in a refined outfit with a boy in a sailor's suit.

At the intersection with the University lane there is an unusual composition — a huge spoon with bright green olives is placed on a pedestal — this gift was given to the city by the Oil and Fat Plant, the sculpture «The Spoon of Taste» symbolizes the variety of tastes and culinary preferences of people. In another 50 meters — «Servant» — a monument to a representative of a completely unforgettable profession — in a modern way it's a waiter, he stands just opposite the entrance to the restaurant «Vitalich». On the corner at the intersection with Oktyabrskaya Street there is the Nobility couple — they say that this composition is dedicated to concrete people, namely, the Decembrist Ivan Annenkov and his wife Polina Geble. After 30 years of exile in Siberia, they were allowed to settle in Nizhny Novgorod, and Annenkov took active part in city life that he was awarded the title of Honorary Citizen.

But at the house number 16 we recommend to stay longer — in front of us is one of the most beautiful and mysterious buildings of Nizhny Novgorod — the State Bank, reminiscent of a medieval castle and an ancient Russian tower at the same time. With fortifications, it is associated with powerful walls, lined with Ural stone, round towers, topped with pointed roofs, but the building is similarly decorated with a tented porch, wide windows in a lush frame and rich decor of facades. Perhaps among the whole abundance of ornaments, the bulbous pediment with the huge coat of arms of the Russian Empire surrounded by angels stood out. An interesting clock tower is a small annex on the main facade. Since there is no need to build a separate tower for the clock, a city legend was born — behind the bank building was a house whose tenants did not want to remove the hung underwear from the balcony, and the tower had to be built right before Nicholas II's visit in order to hide this disgrace from the imperial eyes.

The history of the building is no less amazing than the original architecture. Many consider the building of the State Bank a gift of Nizhny Novgorod merchants, but, in fact, they have absolutely nothing to do with construction — all work was carried out exclusively at the expense of public funds. It was built in 1913 in honor of the 300th anniversary of the Romanov dynasty; however, the true reasons are much deeper. The decision to erect a bank in Nizhny Novgorod was made by the tsarist government in 1910 — it was already clear then that World War I was inevitable, and therefore all the values needed to be moved away from the western borders. Indeed, during the civil war, more than half of the country's gold reserves were located within the walls of the Nizhny Novgorod bank, and it is even rumored that the famous «gold of Kolchak» begins here — the untold treasures that disappeared without a trace in the years of the revolution.

Читать полностью Свернуть

Театральная площадь

Достопримечательность
Театральная площадь












15:40–15:50

Следуя дальше по Большой Покровской, встречаем еще одну скульптуру из цикла, посвященного жителям Нижнего Новгорода XIX века — это «Юный скрипач» — мальчишка с вдохновенным лицом навеки застыл, исполняя музыкальную композицию на скрипке. Чуть дальше можно увидеть величественное здание Государственного академического театра драмы им. М. Горького — одного из старейших русских театров, время основания которого относят к концу XVIII столетия. У здания театра установлены памятники выдающемуся советскому актеру театра и кино Е.А. Евстигнееву и литературному критику и публицисту, известному революционеру Н.А. Добролюбову. Тут же — интересный арт-объект, относящийся уже к веяниям современности — первый и единственный в России памятник блоггерам — двусторонняя скамья в виде открытых блокнотов, лежащая на знаке электронной почты, называемой «собакой» — она служит олицетворением интернет-технологий; на скамью опирается огромный карандаш — символ популярной блог-платформы «Живой Журнал» с именами самых известных блоггеров.

На противоположной стороне улицы можно увидеть скульптуру, которую просто никак нельзя обойти вниманием — с виду это обычная озорная козочка, но именно с ней связана многолетняя культурная традиция театралов и даже герб города! Но обо всем по порядку. Веселая коза является символом одноименных театральных фестивалей-капустников, проводимых в Нижнем Новгороде с 1993 года — как утверждает часть горожан, именно поэтому рогатая животинка появилась здесь, а вот некоторые нижегородцы просто уверены, что «Веселая коза» — это ничто иное, как карикатурное изображение оленя, что красуется на гербе города. Еще во времена Екатерины II проводилась ревизия гербов России, Нижнему Новгороду достался красный олень на белом фоне. Неизвестно, с какой целью, но губернские власти пожелали отделиться от городских и создали собственный герб, тоже с оленем, однако местные художники, как ни пытались изобразить благородного жителя лесов, их рисунки неизменно вызывали насмешки горожан, так как напоминали вовсе не грациозного оленя, а обыкновенную козу-проказницу.

Theater Square

Further on Bolshaya Pokrovskaya, we meet another sculpture from the cycle dedicated to the inhabitants of Nizhny Novgorod of the XIX century — the «Young violinist» — a boy with an inspired face forever frozen, performing a musical composition on a violin. A little further you can see the majestic building of the Drama State Academic Drama Theater. M. Gorky — one of the oldest Russian theaters, the time of its foundation is attributed to the end of the XVIII century. The building of the theater has monuments to the outstanding Soviet actor of theater and cinema EA. Evstigneev and literary critic and publicist, the famous revolutionary N.A. Dobrolyubov. There is an interesting art object that relates to current trends — the first and only monument in Russia to bloggers — a two-sided bench in the form of open notebooks on a sign of «et»; and a huge pencil — a symbol of popular blog platform «LiveJournal» with the names of the most famous bloggers.

On the opposite side of the street you can see a sculpture that simply can not be ignored — it's just an ordinary mischievous goat, but it is with it that the long-standing cultural tradition of theater-goers and even the coat of arms of the city is connected! The merry goat is a symbol of the same theater festivals, skits, held in Nizhny Novgorod since 1993 — as some of the townspeople contend, that is why a horned animal appeared here, but some Nizhny Novgorod citizens just believe that «The funny Goat» is nothing but a caricature image of a deer that flaunts on the arms of the city. Even in the time of Catherine II, the arms of Russia were inspected, Nizhny Novgorod received a red deer on a white background. It is not known for what purpose, but the suburbs authorities wished to secede from the city and created their own coat of arms, also with a deer, but local artists, no matter how they tried to portray the noble forest dweller, their drawings invariably evoked the ridicule of the townspeople, as they did not resemble a graceful deer, an ordinary goat-prankster.

Читать полностью Свернуть

Покровка, 8

Музей, Галереи и выставки
Покровка, 8












16:00–16:30

Буквально «в двух шагах» от «Веселой козы» вы увидите трехэтажное здание музея, который называется просто по адресу «Покровкой, 8». Выстроено оно было во второй половине XIX века, тогда в нижнем этаже размещался магазин, а верхние были отданы под квартиры, сдаваемые внаем, в прилегающем к нему здании находилась штемпельно-граверная и скоропечатная мастерская М.И. Свердлова — с этим домом связаны детские годы видного революционного деятеля Якова Михайловича Свердлова. Еще в советское время часть особняка была отдана под музей, рассказывающий о его жизни и политической деятельности, музей расширялся, заняв постепенно все здание целиком. В 1991 году экспозиции, при сохранении выставок, посвященных Свердлову, разнообразились — центральное место заняла выставка «Главная улица города», рассказывающая о культурной, политической и экономической жизни Большой Покровской на рубеже XIX-XX столетий. Пройдитесь по залам, всмотритесь в старинные вещи — мебель, предметы быта, наряды, фотографии, раскрывая забытые страницы истории.

Pokrovka, 8th

Literally, a couple of steps from the «The funny Goat» you will see a three-story building of museum, which is called simply «Pokrovka, 8». It was built in the second half of the XIX century, then the store was located in the lower floor, and the upper ones were given for rented apartments, in the adjoining building there was a stamp-engraving and short-printing workshop of M. Sverdlov — this house is associated with childhood years of a prominent revolutionary figure Yakov Sverdlov. Even in Soviet times, part of the mansion was given to the museum, telling about his life and political activities, the museum expanded, gradually taking the whole building. In 1991, the exposition, while preserving the exhibitions devoted to Sverdlov, diversified — the central place was occupied by the exhibition «The Main Street of the City», telling about cultural, political and economic life of Bolshaya Pokrovskaya in XIX-XX centuries. Walk through the halls, take a look at furniture, household items, clothes, photographs, revealing forgotten pages of history.

Читать полностью Свернуть

Дворец труда

Достопримечательность, Памятник архитектуры
Дворец труда












16:40–16:50

Следующая встреченная нами у дома №2 скульптура напоминает об известных мастерах фотографии XIX века Дмитриеве и Карелине — это уличный фотограф, направивший объектив своей камеры на «модель» — маленькую собачку, стоящую на задних лапках. Напротив, у дома №3, мы видим «Чистильщика обуви» — всего сотню лет назад эта профессия была востребованной — чаще всего человек со щетками и кремами встречал господ у входа в гостиницы и рестораны, натирая им обувь до блеска.

В нашем же случае бронзовый чистильщик встречает у входа в здание, занимаемое весьма разносторонними организациями — Советами профсоюзов, торговыми павильонами, банком, службами областного суда и другими. Впрочем, с самого начала история особняка отличалась «разношерстностью» квартирантов, но вплоть до революции была неразрывно связана с фамилией Бугровых.

До середины XIX века здесь стоял деревянный дом, принадлежавший промышленникам Кордюковым, выкупивший его удельный крестьянин П. Бугров выстроил вместо него трехэтажный каменный доходный дом, который за невероятно изящную архитектуру называли самым лучшим не только в ансамбле площади, но и во всем Нижнем Новгороде. Первый этаж занимали торговые лавки, а второй по просьбе большого поклонника театра губернатора Урусова, Бугров уступил театру. Однако у актеров дела шли из рук вон плохо, аренду они чаще всего не платили и сын Бугрова, Александр, вскоре выселил их. В 1862 году здание выкупил дворянин Турчанинов, а после его смерти вновь сюда пожаловали артисты. Просуществовали они там достаточно долго, а вот во время планируемого капитального ремонта здания гласный городской Думы Николай Бугров, внук того самого Бугрова, что выстроил дом, запротестовал, он настолько не желал видеть в бывшем доме своего деда актеров, что выделил 200 тысяч на постройку отдельного театра. Сам же дом он выкупил и передал в дар Городской Думе с тем условием, чтобы там никогда не продавали спиртного и не играли спектаклей, а все доходы поступали в фонд помощи бедноте. Городская Дума намеревалась произвести ремонт и после этого открыть там магазины и библиотеку, но неожиданно возникший пожар спалил особняк дотла. Отстраивалось здание заново в начале ХХ века, но с прежним оно не имело ничего общего, фасады были стилизованы под «Древнюю Русь», туда же вкрались элементы модерна. Больше половины расходов взял на себя Николай Бугров, за это особняк стали именовать «Благотворительным корпусом Н.А. Бугрова», в 1904 году в отстроенном здании разместилась Городская Дума. А дальше история внесла свои коррективы — сначала там размещались большевики, а когда жизнь стала на мирные рельсы, здесь поселились профсоюзные органы, за что его стали звать «Дворцом труда».

У самой площади нас встречает нижегородской городовой — страж порядка с шашкой и пистолетом за поясом — прообраз современных сотрудников патрульно-постовой службы.

Palace of Labor

Next, the monument of the XIX century photographers Dmitriev and Karelin — a street photographer who directed his camera's lens to the «model» — a small dog standing on its hind legs. On the contrary, at the house number 3, we see the «Shoe Cleaner» — just a hundred years ago this profession was in demand — most often a man with brushes and creams met gentlemen at the entrance to hotels and restaurants, rubbing their shoes to shine.

In our case, the bronze cleaner meets at the entrance to the building occupied by very diverse organizations — the Councils of Trade Unions, trade pavilions, the bank, the services of the regional court and others. However, from the very beginning the history of the mansion was distinguished by the «diversity» of the tenants, but right up to the revolution it was inextricably linked with the Bugrovs name.

Until the middle of the XIX century there was a wooden house belonging to the industrialists Kordyukov, who bought out his specific peasant P. Bugrov built instead a three-story stone apartment house, which for incredibly elegant architecture was called the best not only in the ensemble of the square, but throughout Nizhny Novgorod. The first floor was occupied by trade shops, and the second at the request of the big admirer of the theater of the governor Urusov, Bugrov gave way to the theater. However, the actors went badly, the rent they most often did not pay, and the son of Bugrov, Alexander, soon evicted them. In 1862 the building was purchased by a nobleman Turchaninov, and after his death the artists came here again. They existed there for a long time, but during the planned overhaul of the building the public city council, Nikolai Bugrov, the grandson of the very Bugrov who built the house, protested, he did not want to see his grandfather of actors in the former house, that allocated 200 thousand for the construction of a separate theater. He bought the house himself and donated it to the City Council with the condition that there they never sold alcohol and did not play performances, and all the proceeds went to poor people's aid fund. The City Council intended to make repairs and after that open stores and a library there, but a sudden fire burned the mansion to the ground. The building was rebuilt in the beginning of the 20th century, but with the old one it had nothing in common, the facades were stylized as «Ancient Rus», the elements of modernity crept into it. More than half of all expenses was taken by Nikolai Bugrov, for which the mansion was called «Charity Corps Bugrova ", in 1904 in the rebuilt building housed the City Council. Then Bolsheviks were stationed there, and when life became peaceful, the trade union bodies settled here, for which they began to call it the «Palace of Labor».

Near the square we are met by a Nizhniy Novgorod policeman — a guard of order with a checker and a pistol behind his belt — a prototype of modern employees of the patrol and guard service.

Читать полностью Свернуть

Чкаловская лестница

Достопримечательность, Памятник архитектуры, Панорамный вид
Чкаловская лестница












17:10–17:30

И вот мы снова на площади Минина и Пожарского, откуда наш путь будет лежать вдоль кремлевской стены к Верхне-Волжской набережной и знаменитой Чкаловской лестнице. На ее вершине нас встречает памятник легендарному советскому летчику, совершившему первый беспосадочный перелет из СССР в США через Северный Полюс, уроженцу Нижегородской губернии Валерию Чкалову. Именно из-за этого памятника лестница, которую изначально планировали назвать Сталинградской, стала именоваться Чкаловской.

Место, где сейчас находится лестница, раньше называлось Волжским откосом и было чрезвычайно популярным у горожан, так как отсюда открывался красивейший вид на реку. Идея построить здесь лестницу появилась у председателя исполкома Александра Шульпина еще в 1939 году, причем, согласно его замыслу, она непременно должна была превзойти по габаритам Потемкинскую лестницу в Одессе. Но тогда реализации планов помешала война, вновь к этому вопросу вернулись еще до Победы, в 1943 году, когда город стал восстанавливаться после фашистских бомбардировок. Лестница, которую, как мы уже говорили, сначала называли Сталинградской, строилась в виде восьмерки, символизировавшей плотное кольцо гитлеровских войск у Сталинграда, строительные работы помогало выполнять местное население, а, кроме того, в Нижний Новгород пригнали большое число плененных в Сталинградской битве немцев. В 1949 году лестница была торжественно открыта. И совершенно неожиданно стоила своему создателю — председателю горисполкома — свободы, так как на исполнение замысла была потрачена огромная сумма в 7 миллионов рублей, его обвинили в растрате государственных средств, реабилитировали же его только после смерти Сталина.

С Чкаловской лестницей связана загадочная легенда — официально считается, что число ее ступеней по обеим сторонам равно 560, но на деле никто не может их сосчитать — все время получаются разные цифры! Так ли это, можете проверить сами, возможно, у вас это получится?

Chkalov Stairs

From Square of Minin and Pozharsky, from where our way will pass along the Kremlin wall to the Upper Volga Embankment and the famous Chkalov Stairs. At the top we see a monument to the legendary Soviet pilot who made the first non-stop flight from USSR to USA through the North Pole, a native of Nizhny Novgorod Valery Chkalov. Because of this monument the staircase, which was originally planned to be called Stalingrad, began to be called Chkalovskaya.

The place where the staircase is now located was formerly called the Volga slope and was extremely popular among townspeople, since it opened a beautiful view of the river. According to the plan, the stairs certainly had to surpass the Potemkin ladder in Odessa in size. But then the implementation of plans was hampered by the war, again to this issue returned even before the victory, in 1943, when the city began to recover after the Nazi bombings. The staircase, which we called Stalingrad, was first built in the form of a figure eight, symbolizing the dense ring of Hitler's troops in Stalingrad. In 1949 the staircase was solemnly opened. And quite unexpectedly it cost its creator, the chairman of the city executive committee, freedom, since a huge sum of 7 million rubles was spent on the execution of the plan, Shulpin was accused of embezzling state funds, and only after Stalin's death, he was rehabilitated.

There is a mysterious legend connected with Chkalov ladder — it is officially considered that the number of its steps on both sides is 560, but in reality no one can count them — all the time different numbers are obtained! You can check it by yourself, maybe you will succeed

Читать полностью Свернуть

Катер «Герой»

Достопримечательность, Исторический памятник
Катер «Герой»












17:30–17:40

У подножия Чкаловской лестницы с гранитного постамента смотрит в речные дали катер «Герой» — небольшое морское судно с действительно героической историей. Почти сотню лет катерок с экипажем всего в три человека трудился на Волге, мимо него не проходили военные сражения ХХ века — в 1918–1919 годах он принимал участие в разгроме белогвардейцев на Волге, в 1942–1943 годах побывал в Сталинградской битве, так что грандиозная победа, ставшая переломным моментом Великой Отечественной войны, принадлежит и нижегородскому «Герою». С 1967 года он регулярно отправлялся в рейды по Волге в качестве Музея боевой славы, ведя пропагандистскую работу, а в мае 1985-го по инициативе ветеранов-речников он занял место на пьедестале над Волгой. Его обязательно посещают туристы, в день Победы у постамента кладут живые цветы, а каждая свадебная церемония считает своим долгом повязать ленточку «на счастье» на мощные винты катера.

Boat “Hero”

By Chkalov stairs from granite pedestal, the "Hero" boat looks out to the river, a small sea ship with a truly heroic history. For almost a hundred years, a small boat with a crew of only three people worked on Volga. In 1918-1919 it took part in the defeat of White Guards on Volga, in 1942-1943 it visited the Battle of Stalingrad, so that the grandiose victory, which became a turning point in the Great Patriotic War, belongs to Nizhny Novgorod "Hero". Since 1967, it regularly went to Volga raids as a Museum of military glory, conducting propaganda work, and in May 1985, on the initiative of veteran river-men, it took a place on pedestal over Volga. On Victory Day live flowers are placed at the pedestal, and every wedding ceremony considers it their duty to tie a ribbon "for luck" to powerful propeller screws.

Читать полностью Свернуть

Дом Сироткина

Музей
Дом Сироткина












18:00–18:10

А теперь мы поднимемся на Верхне-Волжскую набережную, не уступающую по красоте Нижне-Волжской, до революции она называлась Георгиевской по имени находившейся там церкви, в советские годы ей было присвоено имя секретаря Горьковского райкома партии А.А. Жданова, а после распада СССР набережную переименовали просто в Верхне-Волжскую.

Практически сразу у начала улицы мы встречаем двухэтажное здание, выстроенное в 1913–1916 годах по проекту московских архитекторов Весниных и являющееся ярчайшим образцом неоклассицизма. При этом впечатляют не размеры здания, а его идеальные пропорции и изысканность декора, интересно выглядит глубокая лоджия на втором этаже и полуротонда у бокового фасада — каждая деталь словно подчеркивает превосходный вкус его владельца — Дмитрия Васильевича Сироткина.

Поразительно, но будущий богатый судовладелец и городской голова происходил из крестьянской семьи — его отец начинал с малого — сперва стал торговать «щепным товаром» и кустарными изделиями, а потом приобрел два небольших пароходика, на одном из которых Дмитрий в юности работал поваренком.

Но судьба была все-таки очень благосклонна к Сироткину — женившись на дочке казанского купца-пароходчика, он при помощи тестя приобрел своей первый буксир, а затем и нефтетранспортное дело — так образовалось «Торгово-промышленное и пароходное товарищество Дмитрия Сироткина» с огромным по тем временам капиталом в полтора миллиона рублей. В 1913 году Сироткин был избран на пост городского головы и успел за свой срок правления сделать немало добрых дел для Нижнего Новгорода, а вот после революции ему пришлось эмигрировать во Францию, после чего его след затерялся.

А особняк продолжает жить — сегодня здесь располагается филиал художественного музея, где широко представлено западноевропейское искусство — тут можно увидеть настоящие шедевры мирового уровня, но «главным» экспонатом музея считается находящееся в отдельной пристройке полотно «Воззвание Минина» Константина Маковского — это одна из самых больших картин в мире, ее площадь составляет 40 квадратных метров. Художник создавал полотно в течение шести лет, для этого он специально не раз приезжал в Нижний Новгород, где проводил время в архивах, изучая исторический материал — чтобы с точностью передать осеннее утро 1611 года, когда Козьма Минин обратился к землякам с призывом к пожертвованиям.

Sirotkin House

Now we go up to Upper Volga Embankment, before the revolution it was called St. George's by the name of the church there, in Soviet years it was given the name of the secretary of Gorky District Party Committee Zhdanov, and after the collapse of USSR, the embankment was simply renamed to Verkhne-Volzhskaya.

At the beginning of the street we see a two-story building, built in 1913–1916 according to the project of Moscow architects Vesnins and is the brightest example of neoclassicism. At the same time, not the dimensions of the building are impressive, but its ideal proportions and sophistication of décor.

It's amazing, but the future rich shipowner and mayor of the city came from a peasant family — his father began from trade in «sliver goods» and handicrafts, and then bought two small steamers, one of which Dmitry worked as a cook in one of his youth.

After marrying the daughter of a Kazan merchant steamer, he, with the help of his father-in-law, acquired his first tug, and then the oil transport business — the way the «Commercial and industrial and steamship company of Dmitry Sirotkin» was formed with a huge capital of one and a half million rubles. In 1913, Sirotkin was elected to the post of mayor and managed to do many good deeds for Nizhny Novgorod during his term of office. But after the revolution he had to immigrate to France, after which his trail was lost.

And the mansion continues to live — today there is a branch of art museum, where Western European art is widely represented. But the main painting is «Appeal of Minin» by Konstantin Makovsky — this is one of the largest paintings in the world, 40 square meters. The artist created the canvas for six years, for which he specially visited Nizhny Novgorod several times, where he spent time in the archives, studying historical material — to accurately convey the autumn morning of 1611, when Kozma Minin appealed to compatriots with a call for donations.

Читать полностью Свернуть

Усадьба Рукавишниковых

Музей, Достопримечательность, Памятник архитектуры
Усадьба Рукавишниковых












18:10–18:20

Буквально в двух сотнях метров от особняка Сироткина встречается роскошный особняк, который, ничуть не смущаясь, можно назвать настоящим дворцом. Когда-то двухэтажный дом на берегу Волги принадлежал купцу Якову Везломцеву, но из-за крупных долгов владельца усадьба была выставлена на продажу, приобрел ее крупный ростовщик и владелец сталелитейного завода Михаил Рукавишников. Его наследник Сергей Рукавишников задумал перестроить дом, превратив его в самый богатый в Нижнем Новгороде, да такой, чтобы «весь город ахнул» и «со всей Волги съезжались полюбоваться им». Затея эта удалась превосходно — перестроенный в стиле итальянского палаццо особняк действительно напоминал дворец — двухэтажное здание было надстроено третьим, по бокам появились крылья, внутренний дворик был оборудован верандой и фонтаном, с южной стороны пристроена парадная мраморная лестница, ведущая в двусветный зал, балконы второго этажа поддерживали атланты, простенки между окнами украшали горельефные изображения кариатид, а все фасады были обильно декорированы богатой лепниной. Комнаты были убраны великолепно, особенно поражала Большая гостиная — сплошь ее украшала лепнина, а там, где ее не было — живописные работы академика Торопова, изображающие путти — смесь ангелов и античных эротов.

После революции здание было национализировано и отдано под размещение музея, где он располагается и по сей день, ныне он называется Нижегородским государственным историко-архитектурным музеем-заповедником.

Rukavishnikov Manor

Two hundred meters from Sirotkin mansion, there is a magnificent mansion, which can be called a real palace. Once a two-story house on Volga bank belonged to merchant Yakov Vezlomtsev, but because of the owner's large debts the estate was put up for sale. Sergei Rukavishnikov conceived to rebuild the house, turning it into the richest in Nizhny Novgorod, so that «the entire city gasped» and «from all over the Volga came to admire them." This idea was excellent — the mansion that was rebuilt in the style of an Italian palazzo really resembled a palace — a two-story building had another level, on each side there were wings, a patio was equipped with veranda and fountain, a marble staircase leading to a double-lighted hall, balconies of the second floor supported by Atlanteans, the piers between the windows were decorated with relief images of caryatids, and all the facades were richly decorated with stucco molding. The rooms were cleaned superbly, especially the Great Living Room — it was entirely decorated with stucco molding, and where it did not exist — the picturesque works of Academician Toropov, representing putto — a mix of angels and antique Amors.

After the revolution, the building was nationalized and allocated for museum, now it is called Nizhny Novgorod State Historical and Architectural Museum-Reserve.

Читать полностью Свернуть

Дом Каменских

Достопримечательность, Памятник архитектуры
Дом Каменских












18:30–18:40

Прогуливаясь дальше по Верхне-Волжской набережной, мы встречаем симпатичный макет небольшого самолетика, однако он изображает не простой летательный аппарат, а очень знаменитый! Это уменьшенная точная копия самолета «Ньюпор-4», на котором Петр Нестеров совершил уникальный вираж в вертикальной плоскости, названный впоследствии «мертвой петлей».

Еще минут пять пешком — и мы окажемся у монументального неоклассического здания с мощным четырехколонным портиком — дома купчихи Каменской. Пусть он сейчас находится и в неприглядном виде и явно требует ремонта, но, безусловно, заслуживает внимания. Выстроен он был по проекту петербургского архитектора Б. Коршунова в 1913–1914 годах по заказу супругов Каменских — богатых пароходовладельцев. Однако недолго семья наслаждалась счастьем в новом доме — вскоре после революции Федора Каменского арестовали и только благодаря хлопотам жены Ольги, его выпустили, после чего им пришлось уехать в Москву. Но, видимо, они очень надеялись однажды вернуться в Нижний Новгород, так как спрятали под лестницей в тайнике свои богатства — картины, фарфоровую посуду, старинные подсвечники и статуэтки, канделябры, ювелирные изделия и множество других сокровищ, которые были обнаружены при проведении ремонтных работ в 1970-х годах.

Вокруг дома Каменских ходят легенды, будто здесь живут приведения — возможно, это души владельцев до сих пор вздыхают об утраченном богатстве и счастье.

Kamenskikh House

Walking further along the Upper Volga Embankment, we see a nice model of small airplane. This is a reduced replica of Nyupor-4 aircraft, where Peter Nesterov made a unique turn in the vertical plane, later called a "dead loop".

Another five minutes and we will find ourselves by the monumental neoclassical building with a powerful four-columned portico - the home of merchant Kamenskaya. It was built according to the project of St. Petersburg architect B. Korshunov in 1913-1914, commissioned by Kamensky spouses - rich steamship owners. However, for a short time family enjoyed happiness in new house - soon after the revolution Fedor Kamensky was arrested and only thanks to the efforts of his wife Olga, he was released, after which they had to go to Moscow. But, apparently, they very much hoped to return to Nizhny Novgorod one day, as they hid their wealth - pictures, antique candlesticks and statuettes, candelabra, jewelry and many other treasures hidden under the staircase, which were discovered during the repair work in 1970s.

Читать полностью Свернуть

Канатная дорога

Достопримечательность, Памятник архитектуры
Канатная дорога












19:00–19:30

От дома Каменских до Канатной дороги около километра — преодолеть его можно пешком, но если сильно устали, можно вызвать такси.

Вообще-то канатную дорогу через Волгу строили в качестве дополнения к другому общественному транспорту, позволяющему перебраться через реку в городок Бор, расположенный на противоположном берегу, но чарующие виды, открывающиеся из окон вагончика, сделали «канатку» чрезвычайно популярной среди туристов. Чтобы полюбоваться захватывающими панорамами с высоты птичьего полета, мы предлагаем и вам совершить маленькое путешествие через Волгу и обратно.

Нижегородская «канатка» в своем роде уникальна — во-первых, это самая длинная канатная дорога в Европе, использующая в качестве общественного транспорта. Во-вторых, она единственная в мире имеет такой длинный безопорный пролет над водой — более 800 метров. В-третьих, она самая высокая с перепадом высот от 95 до 57 метров, ну и, в-четвертых, она единственная в мире соединяет два города — Нижний Новгород и Бор.

Cable Car

From Kamenskikh House to the cable car is about a kilometer — take a taxi or walk.

In fact, the cableway across the Volga was built as a supplement to another public transport that allows you to cross the river to Bor town, located on the opposite river bank, but charming views that open from the windows made the cable car extremely popular among tourists. To admire the breathtaking panoramas from a bird's eye view, we suggest you also make a small trip across Volga and go back.

The cable car in Nizhny Novgorod is the longest cable car in Europe as public transport. Moreover, it is the only one in the world that has such a long, unsupported passage over the water — more than 800 meters. It is the highest with a height difference from 95 to 57 meters, and is the only one in the world that connects two cities — Nizhny Novgorod and Bor.

Читать полностью Свернуть

Ужин в стей-хаусе Mitrich

Ресторан, Стейк-хаус
Ужин в стей-хаусе Mitrich












20:00–21:00

От канатной дороги наш путь будет лежать на Ковалихинскую, 8 — в стейк-хаус Mitrich — добраться можно на общественном транспорте — автобусах №№40, 58, маршрутках №№60, 85, 97, 98 или же снова на такси.

Стейк-хаус Mitrich — это ресторан с необыкновенной атмосферой, где все элементы словно дополняют друг друга — необычные дизайнерские решения интерьера, безупречное обслуживание и вкуснейшие блюда. В ресторане особый подход к еде — качественные продукты совмещаются здесь с современными способами приготовления, что позволяет попробовать привычные блюда в новом видении. Открытая кухня дает возможность наблюдать слаженные действия поваров при приготовлении вашего заказа от самого начала до финала. Заказывать здесь, конечно же, следует стейки — при помощи новейшего оборудования мясо готовится при нужных температурах, сохраняя сочность и умопомрачительные ароматы, приправленные березовым, ольховым или розмариновым дымом.

Читать полностью Свернуть
Посмотреть все объекты на карте
Поделиться
Похожие гиды