Выбор города
По алфавиту
По региону
LOCALWAY LOCALWAY
Москва
Другие гиды
Смотреть ещё

15 шедевров галереи искусств музея Пушкина

Искусство
3951
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. – второе здание Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Корпус открылся в 2006 году и в него была перенесена часть экспонатов основной экспозиции. Попробуем сориентироваться в двух веках многообразного западного искусства. Здание галереи находится на Волхонке, слева от основного корпуса музея (если стоять к нему лицом). Галерея занимает три этажа. Залы расположены по кругу, осмотр начинается слева от лестницы. Номера залов написаны над входными проемами или рядом с ними.
Поделиться

«Карнавал», Франсиско Гойя

«Карнавал», Франсиско Гойя












Картина Франсиско Гойи «Карнавал», находящаяся во втором зале, не является широко известной работой художника, однако, в полной мере раскрывает его авторский стиль. Полотно перекликается в том числе и со знаменитыми офортами «Капричос». Гротескные уродцы, принимающие участие в «Карнавале», вкупе с общим мрачным тоном картины угнетают и завораживают.

Читать полностью Свернуть

«Дети короля Эдуарда IV», Поль Деларош

«Дети короля Эдуарда IV», Поль Деларош












Здесь же, во втором зале, находится картина Поля Делароша «Дети короля Эдуарда IV». На полотне изображены главные герои одной из самых таинственных легенд старой Англии – принцы Эдуард V и Ричард Йоркский. В конце XV века английским парламентом был принят указ о признании принцев незаконнорожденными и, соответственно, не имеющими прав на престолонаследие. Действующий король Англии и родной дядя братьев Ричард III заточил 13-летнего Эдуарда и 10-летнего Ричарда в Тауэр, дальнейшая судьба детей неизвестна. Существует множество версий их гибели, но основная – скорое убийство Ричардом III.

Спустя несколько веков в одной из башен Тауэра было обнаружено два детских скелета, однако, экспертиза не сумела установить, принадлежали ли останки принцам.

Читать полностью Свернуть

«Голубые танцовщицы», Эдгар Дега

«Голубые танцовщицы», Эдгар Дега












На втором этаже, в восьмом зале, находится знаменитое полотно Эдгара Дега «Голубые танцовщицы». Художник чрезвычайно любил тему балета, причем именно закулисную его часть. Это становится очевидным и если посмотреть на работы, расположенные по соседству.

Существует мнение, что, вопреки названию, танцовщица на картине изображена одна, на разных этапах подготовки к выходу на сцену. Интересна и композиция: вероятно, в силу увлеченности художника фотографией, холст нарочито напоминает кадр, не сумевший вместить все происходящее.

Читать полностью Свернуть

«Бульвар Капуцинок в Париже», Клод Моне

«Бульвар Капуцинок в Париже»,  Клод Моне












Одна из самых известных и обсуждаемых картин Клода Моне «Бульвар Капуцинок в Париже» находится в девятом зале. Любопытно, что это полотно, будучи представленным на первой выставке импрессионистов, более других подверглось нападкам и без того критически настроенной публики. Новое течение не принималось и вызывало исключительно насмешки. На сегодняшний же день картина нередко приводится в качестве одной из самых показательных и образцовых работ, выполненных в направлении импрессионизма.

Кстати, по сути, и своим названием импрессионизм обязан Моне. Кисти художника принадлежит картина «Впечатление. Восход солнца», это название и стало основой для нового течения в живописи – impression, что в переводе с французского означает «впечатление».

Читать полностью Свернуть

«Оперный проезд в Париже», Камиль Писсарро

«Оперный проезд в Париже», Камиль Писсарро












В десятом зале находится картина Камиля Писсарро «Оперный проезд в Париже».

Судьба одного из самых ярких представителей импрессионизма сложилась непросто: в разгар франко-прусской войны художник был вынужден покинуть свою квартиру в пригороде Парижа, оставив в ней все работы. В помещении обосновалась мясная лавка, а о полотна Писсарро в буквальном смысле вытирали ноги, используя их вместо половиков. Из более чем пятисот картин мастера целыми остались считанные десятки.

Но ни загубленные работы, ни бесконечные бедность и голод, ни насмешки над новым направлением в живописи не смогли сломить волю художника. Пейзажи, на которых Писсарро изображал улицы Парижа, со временем получили залуженное признание искусствоведов и любовь публики.

Читать полностью Свернуть

«Купание в Сене», Огюст Ренуар

«Купание в Сене», Огюст Ренуар












Представителем импрессионизма является и Огюст Ренуар. Одна из его картин – «Купание в Сене» (второе название «Лягушатник») – расположена здесь же, в десятом зале. Художник был признанным мастером сентиментального портрета, но помимо этого излюбленной темой его работ были водоемы, набережные и жизнь, кипевшая на них.

На закате своих дней Ренуар тяжело болел, оказался прикован к постели, но не откладывал карандаша, ведь, по его словам, «боль проходит, а красота остается».

Читать полностью Свернуть

«Красные виноградники в Арле», Винсент Ван Гог

«Красные виноградники в Арле», Винсент Ван Гог












Сложно поверить, но знаменитый постимпрессионист Винсент Ван Гог был не только живописцем. Будущий мастер успел поработать дилером в крупной художественной компании (благодаря чему начал разбираться в искусстве), продавцом в книжном магазине, учителем в интернате и миссионером, и лишь в возрасте 30 лет серьезно занялся живописью. Единственная картина, которая была продана при жизни мастера ‒ «Красные виноградники в Арле», ныне находящаяся в одиннадцатом зале Музея изобразительных искусств им. Пушкина.

Примечательна также работа «Прогулка заключенных», созданная Ван Гогом во время обострения его душевной болезни и добровольного «заключения» в психиатрической лечебнице. Художник вынужден был смотреть на мир сквозь железные прутья оконных решеток, и полотно откровенно передает чувства мастера, фактически лишенного свободы. Недаром центральный персонаж картины наделен чрезвычайным внешним сходством с автором.

Ван Гог прожил всего 37 лет и умер по трагической случайности: совершая променад с материалами для рисования, художник нечаянно выстрелил в себя из револьвера, прихваченного для отпугивания птиц во время работы над картиной.

Читать полностью Свернуть

«В комнатах», Поль Сезанн

«В комнатах», Поль Сезанн












Работы еще одного представителя постимпрессионизма Поля Сезанна расположены в четырнадцатом зале. Художник создал более 800 полотен, но настоящее признание получил лишь в последние годы жизни, в возрасте 65 лет.

Одна из первых его работ ‒ «В комнатах» (другое название – «Сцена в интерьере»), ныне находящаяся в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, подверглась чудовищной критике.

Одним из самых загадочных полотен Сезанна является «Пьеро и Арлекин» («Mardi Gras», «Масленица»), которое мастер писал около двух лет. В образе Арлекина художнику позировал его сын Поль. Искусствоведы и по сей день пытаются найти объяснение тому, почему Сезанн, чуждый театральному жанру, выбрал именно эту тему, и приписывают картине некий скрытый смысл.

Читать полностью Свернуть

«А, ты ревнуешь?», Поль Гоген

«А, ты ревнуешь?», Поль Гоген












Одним из ярчайших представителей постимпрессионизма является Поль Гоген.

С юных лет Гоген интересовался и питал особую любовь к тропическими странам, и с переездом на Таити начался «полинезийский» ‒ наиболее плодотворный период его творчества. И хотя жизнь на острове нельзя назвать безоблачной (во время пребывания на Таити художник даже пытался покончить жизнь самоубийством, отравившись мышьяком), именно там, по мнению самого мастера, были созданы лучшие его работы. Полотна «А, ты ревнуешь?» и «Ее звали Вайраумати» находятся в пятнадцатом зале музея. Сюжеты картин Гоген описал в книге «Ноа Ноа». Так, на первом холсте изображены две сестры, раскинувшиеся в сладострастных позах на берегу после купания и рассуждающие о любви – прошедшей и будущей. На втором полотне – героиня полинезийского мифа Вайраумати, земная жена бога Оро. По легенде, пара стала прародительницей тайного общества свободной любви, существующего на острове.

Читать полностью Свернуть

«Полифем», Морис Дени

«Полифем», Морис Дени












Одним из видных членов группы художников-символистов «Наби» является Морис Дени. Его полотно «Полифем» расположено в шестнадцатом зале. На картине художник совместил миф и реальность: на втором плане античный Полифем играет мелодию любви нимфе Галатее, а на первом – резвятся современные земные жители. Кстати, позировали мастеру члены его семьи и друзья.

Читать полностью Свернуть

«Просушка парусов», Андре Дерен

«Просушка парусов», Андре Дерен












На третьем этаже, в зале восемнадцать находится картина Андре Дерена «Просушка парусов». Полотно было представлено в рамках серии работ, созданных при тесном сотрудничестве с Анри Матиссом для парижского Осеннего салона 1905 года, и стало прародителем нового течения – фовизма (в переводе с французского – «дикость»). Картины были названы «дикими» за буйство и выразительность красок, динамичность и эмоциональность. Правда, сами художники этот термин по отношению к своим работам никогда не употребляли.

Читать полностью Свернуть

«Мастерская художника», Анри Матисс

«Мастерская художника», Анри Матисс












Движение художников-родоначальников фовизма распалось через три года после объединения. Однако это событие никоим образом не помешало Анри Матиссу и дальше придерживаться принятого курса. Работы мастера находятся в девятнадцатом и двадцатом залах.

Яркими образцами (и в буквальном, и в переносном смысле) стиля Матисса являются картины «Марокканский триптих» и «Мастерская художника» (другое название – «Розовая мастерская») в двадцатом зале. Полотна как нельзя лучше раскрывают суть фовизма. Здесь же есть еще один интересный экспонат – подлинные рабочие палитры художника.

Читать полностью Свернуть

«Муза, вдохновляющая поэта», Анри Руссо

«Муза, вдохновляющая поэта», Анри Руссо












Работы одного из самых известных представителей примитивизма Анри Руссо можно увидеть в двадцать первом зале. Картины мастера – это шаржи, фарс. Так, например, на полотне «Муза, вдохновляющая поэта» хрупкая и женственная художница Мари Лорансен предстает в образе дородной матроны, нарочитым жестом руки осеняющая своего мужа-поэта Гийома Аполлинера. Интересно, что в музее им. Пушкина находится дубликат картины: тяжелое материальное положение вынудило художника написать копию (с некоторыми минимальными отличиями) для продажи. Оригинал же хранится в Художественном музее Швейцарии, в Базеле.

«Нападение ягуара на лошадь» – еще одна интересная работа, полная неправдоподобных деталей. Например, сложенные в причудливой позе ноги лошади чрезвычайно напоминают женские.

Читать полностью Свернуть

«Девочка на шаре», Пабло Пикассо

«Девочка на шаре», Пабло Пикассо












Пожалуй, самая известная картина Пабло Пикассо ‒ «Девочка на шаре», расположенная в двадцать втором зале музея. Полотно находится на стыке «голубого» и «розового» периодов творчества художника. Картина полна противопоставлений и контрастов: хрупкая и гибкая девочка и крупный, мусклистый, неподвижный атлет; шар, на котором стоит эквилибристка, и куб, на котором сидит мужчина; веселое цирковое ремесло изображенных на первом плане персонажей и унылый фон барханов.

В XXI веке Пикассо был признан самым дорогим художником – его картины уходили с молотка за рекордные суммы.

Читать полностью Свернуть

«Ноктюрн», Марк Шагал

«Ноктюрн», Марк Шагал












Марк Шагал прожил без малого целый век, занимаясь не только живописью, но и сценографией, графикой, писал стихи. Художника невозможно причислить к представителям какого-либо жанра – он создал свой собственный, неповторимый, узнаваемый стиль. Картина «Ноктюрн» (другое название ‒ «Ночная сцена») находится в двадцать четвертом зале. Полотно относится к циклу работ, созданных Шагалом после безвременной кончины его жены Беллы. На холсте красный конь уносит любимую художника в мир прошлого.

Читать полностью Свернуть
Посмотреть все объекты на карте
Поделиться
Похожие гиды