Выбор города
По алфавиту
По региону
LOCALWAY LOCALWAY
Москва
Это ваш город?
Другие гиды
главных кинопремьер ноября
14 главных кинопремьер ноября
мест в Москве, где можно отметить Хэллоуин
10 мест в Москве, где можно отметить Хэллоуин
важных ресторанов Московского Гастрономического Фестиваля
40 важных ресторанов Московского Гастрономического Фестиваля
лучших мест в Москве для отдыха с детьми
6 лучших мест в Москве для отдыха с детьми
отменных блюд азиатской кухни в заведениях Москвы
15 отменных блюд азиатской кухни в заведениях Москвы
недорогих заведений Москвы с отличной кухней
18 недорогих заведений Москвы с отличной кухней
заведений с отменными мясными блюдами
15 заведений с отменными мясными блюдами
восхитительных десерта в заведениях Москвы
23 восхитительных десерта в заведениях Москвы
лучших ресторанов Москвы второй половины 2016 года
6 лучших ресторанов Москвы второй половины 2016 года
лучших катков Москвы сезона 2016/2017
12 лучших катков Москвы сезона 2016/2017
лучших горнолыжных курортов России
7 лучших горнолыжных курортов России
мест для зимнего отдыха на ВДНХ
8 мест для зимнего отдыха на ВДНХ
горнолыжных склонов в пределах области
6 горнолыжных склонов в пределах области
отличных горнолыжных склонов за МКАДом
6 отличных горнолыжных склонов за МКАДом
отличных вариантов зимнего активного отдыха в Москве
7 отличных вариантов зимнего активного отдыха в Москве
интересных мест на Старом Арбате
15 интересных мест на Старом Арбате
заведений Москвы с самой вкусной пиццей
19 заведений Москвы с самой вкусной пиццей
лучших панорамных ресторанов Москвы
10 лучших панорамных ресторанов Москвы
лучших парков Москвы
10 лучших парков Москвы
интересных мест в ГУМе
12 интересных мест в ГУМе
Смотреть ещё

20 главных достопримечательностей музея-заповедника «Царицыно»

Достопримечательности
5995
Село Богородское, позже пустошь Черная грязь — заповедные земли на юге нынешнего мегаполиса раз за разом меняли название и переходили от одной знатной фамилии другой. Неизменным оставалось природное очарование местности, разделенной оврагами на живописные холмы и словно оберегаемой от ветров березовой рощей. Она-то, вместе с каскадом прудов и садами князей Кантемиров и привлекла внимание Екатерины Великой. Императрица случайно приметила поместье, совершая прогулку из Коломенского. Считается, что идея организации новой резиденции ее величества под Москвой, а также авторство благозвучного и яркого имени для нее — Царицыно, принадлежит фавориту Екатерины — князю Потемкину. Усадьба строилась 10 лет, но так и не была использована по назначению. Историки выдвинули больше 30 версий, почему именно императрица забраковала воплощение проекта своего придворного архитектора Василия Баженова. Не стали отдыхать в резиденции и другие члены царской фамилии, рассматривался даже проект перестройки комплекса в стиле «русской готики» под казармы. Постепенно приходя в упадок, Царицыно стало восприниматься как место для прогулок среди живописных руин еще в XIX веке. Тогда же там стихийно возник дачный поселок, где гостили многие видные деятели искусств. В ХХ столетии разные его строения служили музеем, сельским клубом и могли превратиться в санаторий. А в начале XXI века, когда были, наконец, найдены силы и средства на восстановление Царицына, общественность и вовсе раскололась на два лагеря. Ученые, искусствоведы были против реставрации, хотели оставить разрушенный «царский каприз» таким, каким он стал еще при императоре Александре. А градоначальники, ссылаясь на мнение жителей столицы, не желали лицезреть в руинах этот красивейший памятник истории. Localway предлагает прогуляться по современному музею-заповеднику «Царицыно» и узнать все о том, каким он должен был быть по задумке архитектора и велению императрицы. Отметим сразу, что на неспешный обзор паркового ансамбля и на осмотр всех представленных экспозиций одного дня экскурсии не хватит. Советуем совершить прогулки на природе и интеллектуальные путешествия в Царицыне в разные выходные дни.
Поделиться

Царицынские пруды

Дворцово-парковый ансамбль, Достопримечательность, Озеро/пруд, Памятник архитектуры, Исторический памятник
Царицынские пруды












Сегодня войти в знаменитую императорскую резиденцию можно со стороны метро «Царицыно» или «Орехово». Если вы планируете экскурсию по оранжереям музея-заповедника, то лучше выбирать второй вариант, «Орехово» ближе к оранжерейным корпусам. Мы же предлагаем для начала обойти царицынский пейзажный парк по кругу, не посещая музейных экспозиций, но любуясь внешним убранством построек. И первая достопримечательность, которая встречает всех гостей Царицына, вошедших через центральные ворота — это каскад прудов. Даты его формирования относятся к XVI-XVII векам.

Первым стал ныне самый удаленный от заповедника Борисовский пруд, возникший в правление Гожунова. Верхний пруд обустроили в период с 1666 и по 1673 год. Владельцы имения в Чёрной Грязи прилагали немало усилий, чтобы поддерживать водоемы в хорошем состоянии.

Средний пруд появился всего 30 лет назад при разделении Нижнего на 2 части: здесь соорудили дамбу, по которой пролегал путь Новоцарицынского шоссе.

Средний и Верхний Царицынские пруды примыкают непосредственно к дворцовому ансамблю. Второй площадью порядка 10 гектаров принято считать самым красивым в каскаде, на него ориентированы все павильоны парка. Искусственные острова созданы в середине XVIII века для разведения птиц, при этом им придали правильные формы, обеспечили декоративные посадки.

По добытым археологами сведениям в 2007 году на Верхнем пруду воссоздали лодочные причалы, там, где они традиционно находились. К причалу со сфинксами ведет спуск от дворцов.

Плотина образца конца XVIII века отделяет Верхний пруд от Среднего, на котором не то для разведения рыбы, не то для развлечения отдыхающих на лодках был возведен С-образный остров. По легенде, здесь в 1775 году Григорий Потёмкин устроил салют из трофейных турецких пушек в честь Екатерины Великой.

При реконструкции 2005–2007 годов острову были возвращены исторические очертания, а в его заливе установили крупнейший в столице (диаметр 55 метров) светодинамический музыкальный фонтан. С помощью 82 подводных насосов 915 водометов выплескивают струи на высоту до 15 метров с переменной силой, в ритм мелодии.

С-образный остров на Среднем пруду с берегом сегодня соединяют мостики, по которым мы отправимся на осмотр следующих достопримечательностей.

Читать полностью Свернуть

Готический мост

Достопримечательность
Готический мост












Предлагаем начать осмотр с объекта, по которому, по замыслу Баженова, императрица должна была въезжать в свои владения, и перед ней открывался бы «театр архитектуры». Старую дорогу от Коломенского Баженов соединил с березовой перспективой парка князей Кантемиров Большим (Готическим) мостом через овраг. По получившейся оси расположил строения так, чтобы перед глазами гостя постепенно возникал ансамбль взаимозависимых дворцов и павильонов.

6 лет с перерывами ушло на строительство ныне признанного отечественного мостового шедевра. При возведении еще при авторе проекта Царицына села пришлось забить больше 2 тысяч свай для укрепления местного зыбкого грунта.

Сегодня мост через овраг в Царицыне — самый крупный из сохранившихся образца XVIII века. Его массивная конструкция по-особому декорирована, визуально облегчена. Искусствоведы отмечают, что здесь в полной мере отразился стиль Василия Баженова — утилитарное сооружение оформлено искусно.

Стрельчатые арки центральной части моста напоминают порталы средневековых соборов. Особенно выразительны имитации световых окон, орнаменты-розетты и поясной рисунок — зигзаг непосредственно под карнизом. Известно, что некоторые детали-украшения образно отражают масонские воззрения архитектора: это и солнечные лучи, вокруг арок в качестве отсылки ко Всевидящему Оку, и скрещённые в квадратах мечи — символы верности братству и справедливости.

Читать полностью Свернуть

Храм иконы Божией Матери Живоносный Источник

Достопримечательность, Религия
Храм иконы Божией Матери Живоносный Источник












Если проследовать предполагавшимся путем императрицы и спуститься с Большого моста, то по левую руку окажется храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Он сооружен по указу князя Дмитрия Кантемира в 1722 году, там, где прежде была деревянная церковь Голицыных. Это единственная постройка, которую при проектировании новой царской резиденции в 1776-м Баженов включил в свой авторский ансамбль.

В 60-х годах XVIII века храм полностью перестроили. Стилистически это было здание елизаветинского барокко. Не обошлось без реставрации, и в середине XIX века: под руководством архитектора Лавина возвели южный придел, расширили трапезную и добавили третий ярус колокольне, нарушив тем самым замысел Василия Баженова о единстве пропорций без доминантной вертикальной застройки.

К сожалению, в годы власти советов церковные реликвии были разграблены, только небольшая их часть попала в музеи. А в самом храме устроили трансформаторную подстанцию.

Работы по восстановлению переданного в 1990 году Русской православной церкви храма «Живоносный источник» были закончены в 1998 году.

Читать полностью Свернуть

Кавалерские корпуса

Достопримечательность
Кавалерские корпуса












Справа от Большого моста, между осмотренным только что храмом и Средним прудом располагается Третий кавалерский корпус. Всего три здания ансамбля Царицына носят названия «Кавалерских корпусов» (Первый и Второй находятся левее от церкви, если смотреть на центр композиции — Большой дворец). Кроме названия, строения связывают размеры: они невелики, занимают один этаж. Также все три корпуса словно «нанизаны на ось» по дуге Большого оврага.

Изначальное предназначение построек было не ясно уже в XIX веке. Архив не дает историкам точного ответа и относительно названий.

Возведенные в 1784–1785 годах Второй и Первый Кавалерские корпуса, скорее всего, предназначались для прислуги. Им присущи общие черты в оформлении.

Все три павильона выполнены с интересными архитектурными находками, которые нередко называют «поэзией геометрии» Баженова. У Второго корпуса восьмиугольная планировка, а маленький Первый вписан в квадрат.

Третий Кавалерский корпус по стилю не похож на другие. Он был построен почти на 10 лет раньше, его крышу венчает башенка-бельведер, а круглый зал как бы «выходит наружу» в виде полуротонды. Отметим, что особое значение этому зданию придавала сама Екатерина: лишь в чертежах этого корпуса есть ее собственноручные пометки. Корпус возведен на холме, откуда императрица летом 1775 года смотрела салют на Царицынских прудах.

Примечательно, что у строений совсем разные судьбы. Второй корпус так никогда и не использовался, он естественным образом разрушился к 1980 годам. Первый и Третий кавалерские корпуса в конце XIX века эксплуатировались как дачи знатных особ. В СССР в Первом корпусе поместили сначала органы местной власти, а затем музыкальное училище. В Третьем павильоне недолго просуществовал первый царицынский музей (был закрыт в 1937-м), а после сельский клуб. В процессе восстановительных работ 1988–2003 годов корпусам вернули первоначальный облик. Сейчас в них работают административные и образовательные службы музея-заповедника «Царицыно».

Читать полностью Свернуть

Фигурный мост

Достопримечательность
Фигурный мост












Осмотрев вблизи Третий корпус и ось из двух других кавалерских корпусов издали, сделаем «ход конем» и оставим главную площадь с Большим дворцом на десерт. А сейчас проследуем прямо вдоль прудов (по правую руку) через Фигурный мост, возведенный в 1776–1778 годах по проекту Баженова.

Фигурный мост соединяет северную и южную части так называемой Берёзовой перспективы (старые посадки усадьбы Кантемиров, которые так полюбились Баженову, до наших дней не сохранились) парка и ведет к Малому и Среднему дворцам.

С западной части парка, при движении по плотине между прудами, мост можно принять за парадные въездные ворота. Сегодня аллея от Плотинных ворот считается главной, ведущей к дворцовому комплексу, а три века назад это был второй въезд на территорию поместья. Баженов выбрал невероятно выигрышное расположение для моста: возведенный на крутом склоне холма он поначалу скрывает дворцовый комплекс. Это обеспечивает эффект внезапного раскрытия центральной ансамблевой панорамы перед взором гостя, проходящего под мостом. А со стороны дворцовой площади благодаря холмистой местности строение, казавшееся монументальным со стороны прудов, видится невесомой декорацией с башенками.

Мост из красного кирпича не зря получил свое название. Построенный по принципу виадука, он богато украшен. Особая кладка образует геометрические рельефы, по бокам — белокаменные георгиевские кресты. Парапет со стрельчатыми проемами соединяет полукруглые башни, которые напоминают своим узором стены Московского Кремля.

При воплощении Фигурного моста архитектор проявил себя как знаток московской архитектуры допетровских времен, мельчайшие детали он стилизовал под яркое убранство построек XVI-XVII веков. Кстати, кажущиеся мощными снаружи, но разрезанные проходом, внутри башни моста теряют «боевой» вид.

Мост никогда не переделывался и неплохо сохранился к началу реставрационных работ. При этом вплоть до 1975 года он использовался по прямому назначению.

Читать полностью Свернуть

Малый (Полуциркульный) дворец и холм-пирамида

Музей, Достопримечательность, Галереи и выставки, Памятник архитектуры
Малый (Полуциркульный) дворец и холм-пирамида












Фигурный мост приводит нас к одному из самых удивительных произведений Баженова в Царицыне, вписанному в природный, но преображенный садовниками ландшафт.

Холм-пирамида, доставшийся Царицыну от усадьбы князей Кантемиров — представляет собой настоящий памятник паркового искусства XVIII века. Садовники князей придали крутому склону правильную форму конуса. Этот эффект был достигнут за счет расположения прогулочных тропинок полукруглыми террасами между регулярными насаждениями парка. Летом 1775 года Екатерина Великая проводила заседания Государственного совета на вершине холма-пирамиды в деревянной беседке.

Малый дворец, возведенный в 1776–1778 годах, стал естественным завершением холма, повторив его форму. В небольшом строении, напоминающим по размеру павильон в саду, не сразу разглядишь дворец: только белокаменная эмблема с вензелем императрицы, украшающая фасад, наводит на мысль об особом предназначении здания. Дворец получил вытянутые, стрельчатые окна. Он предназначался, скорее всего, для увеселений Екатерины в особо близком кругу.

Строение нерегулярно эксплуатировалось в XIX веке, а уже к началу ХХ превратилось в руину. С 1989 по 1996 годы архитекторы и художники восстанавливали Малый дворец, и сегодня в его залах проводятся музейные выставки.

Читать полностью Свернуть

Средний дворец (Оперный дом)

Концертный зал, Достопримечательность, Галереи и выставки, Памятник архитектуры
Средний дворец (Оперный дом)












Сразу за Малым дворцом открывается взору Оперный дом, признанный одним из величайших творений Баженова, причем не только в Царицыне, но и во всем наследии архитектора. Часто это здание образно сопоставляют с большой резной шкатулкой для украшений.

Дворец возводился с 1776 по 1778 год, наиболее вероятно, для торжественных приемов и церемоний при дворе, а возможно, также и для театральных развлечений.

Среди сохранившихся объектов в Царицыне Оперный дом наиболее витиевато и сложно украшен. Благодаря с особенной тщательностью проработанному декору формы воспринимаются лёгкими, стремящимися вверх. Венчающий здание высокий парапет очень наряден по рисунку (даже по сравнению с другими местными постройками). Графичные двуглавые орлы по белому камню на южном и северном фасадах напоминают об официальном статусе дворца.

По центру восточной части можно полюбоваться декором в виде занавеса театра со звёздами и знаками планет, намекающими на членство Баженова в масонской ложе. К подобным символам относят также украшения верхнего этажа в виде обелисков с заострёнными штырями — «лестницы вольных каменщиков».

Основной зад Оперного дома со сводчатым потолком обладал великолепной акустикой. А среди служебных помещений есть комнаты с нишами и залы овальной формы.

К сожалению, несмотря на музыкальное название, появившееся в XIX веке, музыка во дворце не звучала вплоть до конца ХХ века. На протяжении всей своей истории Оперный дом вообще не использовался.

Восстановленное в 1988–1996 годах, до 2006 года строение было главной выставочной и концертной площадкой музея-заповедника «Царицыно».

Читать полностью Свернуть

Фигурные (Виноградные) ворота

Достопримечательность
Фигурные (Виноградные) ворота












Рядом с Оперным домом находятся ворота, которые венчают собой березовую перспективу Баженова и проводят некую границу между парковой и дворцовой частями заповедника. Второе название постройка обрела за счет декора в виде грозди винограда, которая завершает причудливый узор белого камня, вписанный в арочный проем. Благодаря уникальному стилистическому решению Фигурные ворота стали символом ансамбля Царицына.

Башни-опоры со стрельчатой аркой были построены за два сезона (1778 году). Интересно, что ни в одной из императорских резиденций нет аналога фигурных ворот: Василию Баженову удалось гармоничное сочетание казалось бы взаимоисключающих черт: торжественность арки (чаще всего триумфальной — на «виноградной», к примеру, есть барельефы в виде трубящих Слав) и тонкая лиричность спрятанного в парковой зелени затейливого украшения. По стилю ворота перекликаются с Фигурным мостом и продолжают тему «театра архитектуры».

Виноградные ворота, к счастью, полностью сохранили свой первоначальный вид. Трижды они реставрировались в современности: в 1960–1961, 1998–2000 и 2006 годах. Утрачено (еще в XIX веке) лишь скульптурное богатство объекта: в архиве 1825 года есть информация о декоре ворот из 2 фигур купидонов, 4 ваз и 2 изваяний мопсов. До сегодняшнего дня чудом сохранилась одна керамическая фигура собаки, случайно обнаруженная в 1927 году во время ремонтных работ (хранится в архитектурном Музее Щусева).

Читать полностью Свернуть

Павильон «Миловида»

Достопримечательность
Павильон «Миловида»












От Фигурных ворот вновь проследуем прямо вдоль пруда к одной из самых живописных частей царицынского парка. Здесь, на пересечении множества прогулочных дорожек, «лучей» сада Кантемиров находится построенный приблизительно в 1803 году видовой павильон. Деревянная постройка Баженова, находившаяся ближе к берегу на том же холме, не сохранилась. Но те времена оставили на память соответствующее название здания для отдыха на берегу пруда — «Миловида».

Сводчатая галерея с колоннами, поперечными проходами и помещениями по углам находится в гармонии с композицией парка и открывает вид как на залив с искусственным островом, так и в тенистый сад. Искусствоведы отмечают, что в ее расположении и облике использован прием кулисообразного размещения планов, пришедший в архитектуру из живописи. Вторые планы становятся главными в пейзажах.

Снаружи «Миловида» декорирована фигурами сфинксов и статуями вакханки, а также богинь Венеры и Авроры. К сожалению, как и многие объекты парка, павильон утратил первоначальное скульптурное богатство в виде фигур дельфинов, ваз, бюстов.

Интересно, что во времена активного использования Царицына как дачного поселка, «Миловида» слыла известным чайным домиком среди отдыхающих. В роще часто играл духовой оркестр. Но с началом ХХ века декоративная постройка пришла в запустение.

В 1992 году пожар сильно повредил павильон, но реставрационные работы 2006–2007 годов, возвратили «Миловиде» первоначальный облик.

Читать полностью Свернуть

Башня-руина

Достопримечательность
Башня-руина












Прогуляемся вдоль живописного пруда еще некоторое время и встретимся с, пожалуй, самым романтичным объектом парка «Царицыно», созданного по моде конца XVIII — начала XIX века. В отличие от многих пришедших в негодность со временем построек музея-заповедника, башня в дальнем конце парка изначально задумывалась как искусственная руина.

Легенда рассказывает о рисунках художника, которые были сделаны на Ионических островах во время преследования княжны Таракановой. Греческие наброски, якобы так сильно впечатлили императрицу, что Екатерина велела построить в Царицыне похожую руину с бельведером.

Однако ученые считают, что башня была возведена уже после кончины императрицы, в 1804–1805 годах, вероятно, архитектором Иваном Еготовым.

Строение, копирующее руины крепостной стены с оборонительной башней, возведено на высоком холме у излучины Верхнего пруда. Материалом был выбран грубо обработанный камень, специально небрежно уложенный. Декором служат как бы оголенные временем фрагменты из красного кирпича. Со смотровой площадки открываются красивейшие виды на царицынский парк. За особенности ведущего к ней крутого пути, руину прозвали «чертовой лестницей»: легко подняться, но трудно спуститься. Газеты конца XIX века писали о травмах, полученных здесь нетрезвыми гуляющими.

До середины XIX века башню украшал бельведер, но был утрачен, а к концу века ХХ постройка превратилась в настоящую развалину. Восстановительные работы провели в 2006–2007 годах, заодно оборудовав лестницу перилами.

Читать полностью Свернуть

Арка-руина и павильон «Нерастанкино»

Достопримечательность
Арка-руина и павильон «Нерастанкино»












От башни-руины пройдем совсем чуть-чуть, пока не увидим арку-руину — на искусственном Русалочьем острове Верхнего пруда. Она образует оригинальное визуальное единство с павильоном выше на холме. Оба строения относятся к тому же периоду и принадлежат рукам того же мастера, что и башня-руина. Сам остров при возведении арки был разделён маленьким проливом, и опоры строения стояли на разных его частях. По задумке авторов, он становился самым романтичным местом парка: парам в лодочках, проплывавшим под аркой-руиной, открывалась живописная перспектива на венчавший холм павильон «Нерастанкино».

Этот павильон сориентирован на протяжённый спуск холма к пруду, завершающийся живописным лугом. Название строения со временем было изменено, вероятно, в устах гуляющего народа. Дело в том, что на карте парка 1816 года этот павильон записан как «Миростанкино». Его смысл проясняется в контексте расположенных недалеко курганах-могильниках и обозначает, вероятно, бренность человеческого существования. Но бытовало в XIX веке и другое имя этого сооружения. Благодаря невероятной лиричности открывающихся отсюда пейзажей посетители называли «Нерастанкино» «Храмом меланхолии».

Павильон создан по канонам строгого классицизма в виде открытого зала с боковыми нишам, куполом и колоннами тосканского ордера. Штукатурка не скрывает текстуру кирпичной кладки. Украшения практически отсутствуют: лишь 4 вазы-урны по бокам. Было у «Нерастанкино» и практическое применение: внутри гостей парка ждали садовые кресла для отдыха.

Екатерина Великая знала об акустических особенностях царицынских холмов. Вероятно, поэтому склон холма между павильоном и Русалочьим островом летом 1775 года стал местом для устроенного ею «воздушного театра». На сымитированной сцене под открытым небом поставили комическую оперу. А по одной из легенд к острову даже прорыли тоннель, чтобы крепостные актрисы могли внезапно появиться перед публикой в ходе представления.

Но уже в начале ХХ века павильон «Нерастанкино» превратился в руину, а холм порос бурьяном. Реставрация музея-заповедника в 2006–2007 годах вернула павильону и арке-руине их исторический облик, а также восстановила видовые возможности долины.

Читать полностью Свернуть

Беседка «Храм Цереры» и гротесковые мостики

Достопримечательность
Беседка «Храм Цереры» и гротесковые мостики












От Русалочьего острова остается немного подняться по холму, чтобы увидеть царицынский «Храм Цереры». Он установлен на том месте, где летом 1775 года в шалаше отдыхала императрица со свитой. Отсюда Екатерина лицезрела и праздник сенокоса в поле, устроенный для нее князем Потёмкиным. Собственно, посвящение видовой беседки богини плодородия также напоминает о том пиршестве.

Историки считают, что автор нынешней версии беседки Еготов постарался повторить несохранившееся творение Баженова. Круглая ротонда с высоким куполом и восемью колоннами по-особенному «стройна». Подобному восприятию пропорций помогает своеобразная архитектурная уловка: колонны склоняются к центру сооружения на 5 см.

Поначалу в беседке расположили статуя богини, но она была утрачена в середине XIX века. С тех пор за «Храмом» закрепилось другое название «Золотой сноп» — по золотым колосьям на куполе. Сейчас в беседке установлена скульптура работы Александра Бурганова. Последнюю реставрацию провели в 2007 году.

Для удобной прогулки к «Храму Цереры» от павильона «Нерастанкино» приблизительно в те же сроки были заложены небольшие мостики. Они стали как самодостаточными парковыми постройками, так и имеющими прикладное значение сооружениями: южная часть заповедника сильно «изрезана» глубоким извилистым, но узким оврагом.

Название мостики получили благодаря своему строительному материалу — необработанному камню — «гротеску». Его использовали в качестве необычного украшения традиционной кирпичной кладки.

Читать полностью Свернуть

Оранжерейный мост и Царицынские оранжереи

Достопримечательность, Ботанический сад
Оранжерейный мост и Царицынские оранжереи












Пройдясь от «Храма Цереры» мимо Большого гротескного мостика, а затем по Малому гротескному мосту, пересекаем Большой проспект и по аллее между Оранжерейными корпусами и одноименными небольшими прудами движемся в сторону Оранжерейного моста. Он возведен в начале XIX века, вероятно, по проекту архитектора Еготова для «земных» надобностей: улучшить транспортную доступность хозяйственной части ансамбля от оранжерей, плодовых садов с другой стороны оврага.

Скромный по убранству, особенно в сравнении с Большим мостом через овраг, мост в то же время выдержан в общей для парковых построек стилистике. Парапет украшен редкими рельефами из белого камня, арка у основания усилена мощными контрфорсами, характерными для Средневековых построек. В 1995–2001 годах провели полную реставрацию обветшалого и разрушавшегося моста.

Если говорить о самом тепличном хозяйстве Царицына, то первая каменная оранжерея была построена еще Баженовым в 1780-е. К 1820 годам строения были существенно расширены, а их количество выросло до восьми. Специально для обслуживания плодовых посадок разбили каскад из трех небольших прудов.

Царицынское хозяйство в первой половине XIX века считалось лучшим под Москвой, продукция славилась отличным качеством. В теплицах росли апельсины, персики, виноград и даже ананасы, лавровые и оливковые деревья, мирты, олеандры. Кроме того, работники разбили питомник для выращивания саженцев для парка и обширные фруктовые сады.

Однако поддержание тепличного хозяйства было недешевым делом. После передачи усадьбы в Удельное ведомство в 1860 году оранжереи закрыли, несмотря на то, что они были единственной частью царицынского хозяйства, постоянно приносящей доход. К концу XIX века на месте тепличных корпусов и садов начал складываться дачный посёлок.

Корпуса оранжерей по сохранившимся проектным чертежам воссоздали в 2006–2007 годах. В последние годы сотрудники музея-заповедника ведут восстановление хозяйства для образовательных и экологических задумок для детей и взрослых на территории парка «Царицыно».

Читать полностью Свернуть

Хлебный дом (Кухонный корпус)

Концертный зал, Достопримечательность, Галереи и выставки, Музей, Памятник архитектуры
Хлебный дом (Кухонный корпус)












Оранжерейный мост приводит нас прямиком к самой большой из дошедших до наших дней баженовской постройке — кухонному корпусу императорского двора. Это крупное квадратное здание со скруглёнными углами и внутренним двором, сегодня видоизмененным в атриум. Вместе с так и не возведенным Конюшенным корпусом Хлебный дом должен был стать ведущим элементом дальнего плана ансамбля.

Свое название корпус, построенный в 1784–1785 годах, получил по двум горельефам на парадных фасадах в виде каравая с солонкой. Над ними — вензель из букв «Х» и «С» (традиционная в России встреча гостей «хлебом-солью»).

Хлебный дом стал настоящим символом «театра архитектуры»: будничные кухни скрываются за сводами прекрасного дворца. Корпус напоминает неприступные арсеналы Средневековья. Входы во внутренний двор помещены с непарадной стороны строения. Среди утилитарных построек других императорских резиденций России Хлебный дом не имеет аналогов. К примеру, Баженов спланировал восемь кухонь различного назначения, предусмотрев даже кондитерский цех.

Во время перестройки не удовлетворившего Екатерину Большого дворца, корпус использовался по своему непосредственному назначению. Хозяйственники царицынского размещались здесь в начале XIX века. Позже в здании Хлебного дома работала больница, затем помещения сдавались в аренду, а в 1920-х здесь стихийно возникли коммуналки.

Реставрация, стартовавшая в 1987 году, постепенно превратилась в реконструкцию. Изменение силуэта здания из-за купола атриума исказило изначальный замысел Баженова, что вызвало критику специалистов.

В обновленном Хлебном доме, открытом в 2006 году, сегодня размещены основные экспозиции музея-заповедника «Царицыно». Атриум используется в качестве концертного зала.

Читать полностью Свернуть

Арка-галерея

Достопримечательность
Арка-галерея












Вот мы и на главной — Дворцовой площади Царицына. К Большому дворцу подходим сквозь арку-галерею, соединяющую его с Хлебным домом.

Построенная незадолго до того, как императрица охладела к своей подмосковной резиденции, галерея, прерывающаяся в середине аркой с шипами, не несет эксплуатационной нагрузки. Вероятно, со временем планировалось связать Кухонный корпус с дворцом (допустим, для оперативной подачи блюд), но в зданиях так и не обустроили выходы к галерее.

Похоже, что единственная цель создания арки — связать два массивных здания визуально. Ее «веселый» ритм контрастирует с более спокойными основными строениями. Общий силуэт арки-галереи напоминает декорацию к театральной феерии.

Своеобразны и опоры галереи — они ярко украшены остроконечными башенками, белокаменными сердечками. Эксперты отмечают, что арка Царицына — единственный в русской дореволюционной архитектуре пример перекрытия аркой в виде свободной дуги, не имеющей сверху нагрузки.

Символично, что именно с арки-галереи в 1985 году начались восстановительные работы в царицынском садово-парковом ансамбле. Ее реставрация длилась целых 7 лет.

Читать полностью Свернуть

Большой Царицынский дворец

Достопримечательность
Большой Царицынский дворец












Итак, мы обошли по кругу музей-заповедник Царицыно и, наконец, оказались в самом его сердце — у Большого дворца. История не сохранила точных сведений о том, почему именно Екатерине Второй не понравились главные царские покои в исполнении Василия Баженова. Однако известно, что переделать работу придворного архитектора поручили его ученику, автору Сенатского дворца в Московском Кремле Матвею Казакову.

В течение 10 лет с 1786 по 1796 годы перестройку прерывали из-за отсутствия финансирования и неясности в судьбе всего «царского каприза» за городом, на месте разобранных корпусов возводились два равных квадратных крыла, предполагавшихся для Екатерины и цесаревича Павла. Средняя часть, которая их соединяет, снаружи выглядит величественным главным элементом дворца.

Перестроенный дворец, несмотря на наличие ярких псевдоготических деталей (к примеру, башен, стрельчатых арок) по стилю близок к классицизму: трехчастное деление фасадов, монументальность, строгая симметрия, уравновешенность пропорций. В отделке башен заметны детали, отсылающие к башням Московского Кремля. По сравнению с первым, баженовским проектом, в новом дворце отсутствует легкость, витиеватость загородного места отдыха. В Большом дворце Казакова проявилась державная мощь. «Русская готика» оставалась лишь в элементах декора.

Постройка не была закончена из-за внезапной кончины императрицы. К 1796 году у дворца была временная кровля черного цвета. Современники по этой причине запомнили его как «темницу», «замок Черномора». Только к середине XIX века специалисты начали отмечать архитектурные достоинства Большого дворца.

В 2005–2007 годах никогда и никем не использовавшиеся за всю свою историю царские покои были восстановлены из руин и превращены в современный музейный комплекс. Стратегия реставрации, в особенности создание интерьеров, которых во дворце в полноценном виде никогда и не было, вызвала критику в прессе и среди жителей Москвы, которые привыкли гулять по романтическим закоулкам заброшенной усадьбы. Однако сейчас в Большом дворце проходят выставки музея-заповедника «Царицыно», концерты, общегородские мероприятия. Нельзя сказать, что посетителей в Царицыне стало меньше: наоборот — москвичи и гости города с удовольствием гостят в обновленном «театре архитектуры». В последние годы стала популярной услуга выездной регистрации брака в интерьерах императорского двора.

Читать полностью Свернуть
Посмотреть все объекты на карте
Поделиться
Похожие гиды