Выбор города
По алфавиту
По региону
LOCALWAY LOCALWAY
Москва
Это ваш город?
Другие гиды
лучших итальянских ресторанов
18 лучших итальянских ресторанов
лучших ресторанов на Бадаевском заводе
6 лучших ресторанов на Бадаевском заводе
ресторанов Москвы с отличными мясными блюдами
19 ресторанов Москвы с отличными мясными блюдами
ярких ресторанных открытий лета-2018
11 ярких ресторанных открытий лета-2018
самых интересных заведений на Трёхгорной мануфактуре
17 самых интересных заведений на Трёхгорной мануфактуре
ярких участника гастрономического фестиваля «Сезоны»
60 ярких участника гастрономического фестиваля «Сезоны»
летних хитов в ресторанах Москвы
12 летних хитов в ресторанах Москвы
ресторанов в районе Патриарших, куда стоит зайти
6 ресторанов в районе Патриарших, куда стоит зайти
ресторанов Москвы, где можно посмотреть прямые трансляции матчей Чемпионата Мира по футболу
14 ресторанов Москвы, где можно посмотреть прямые трансляции матчей Чемпионата Мира по футболу
лучшие летние веранды Москвы сезона 2018
32 лучшие летние веранды Москвы сезона 2018
главных достопримечательностей столицы за один день
9 главных достопримечательностей столицы за один день
лучших ресторанов Москвы по мнению Ники Ганич
15 лучших ресторанов Москвы по мнению Ники Ганич
отличных мест в Москве, где можно покурить кальян
7 отличных мест в Москве, где можно покурить кальян
ресторанов Москвы, где можно посмотреть праздничный салют
8 ресторанов Москвы, где можно посмотреть праздничный салют
ресторана-победителя премии «Лавровый Лист»
4 ресторана-победителя премии «Лавровый Лист»
лучших винных баров Москвы
16 лучших винных баров Москвы
заведений с отменными мясными блюдами
15 заведений с отменными мясными блюдами
мест летнего ВДНХ
8 мест летнего ВДНХ
главных музеев Москвы
20 главных музеев Москвы
мест для верховых прогулок за городом
5 мест для верховых прогулок за городом
Смотреть ещё

9 железнодорожных вокзалов Москвы

Достопримечательности
6571

Невероятно красивый и динамичный мегаполис — Москва — ежедневно встречает миллионы гостей со всего света. Ежечасно принимают тысячи путешественников из всех уголков самой большой в мире страны девять московских железнодорожных вокзалов. Каждый вокзал столицы — не просто промежуточный пункт для поездов и здание для обслуживания пассажиров, а памятник истории, произведение архитектуры и инженерного искусства. Созданные в разное время стараниями разных выдающихся мастеров московские вокзалы под влиянием сменяющих друг друга веяний модифицировали свои имена и облик, при этом всегда оставались примерами идеального сочетания эстетики и функциональности. С посещения одного из вокзалов для многих начинается первое знакомство с Москвой. Мы же предлагаем не ограничиваться пунктом своего прибытия или отправления, а совершить своеобразную экскурсию по всем девяти вокзалам, являющимся парадными транспортными воротами столицы.

Поделиться

Ленинградский вокзал

Памятник архитектуры, Вокзал
Ленинградский вокзал












Это первый железнодорожный вокзал в Москве. Его история началась в 1842 году, когда Николаем I был подписан указ о сооружении железной магистрали, призванной обеспечить транспортное сообщение между двумя крупнейшими городами империи –Санкт-Петербургом и Москвой. Тогда же было принято решение о строительстве Петербургского (в Москве) и Николаевского (в Петербурге) вокзалов, в точности повторяющих друг друга. Архитектурный проект, по которому были созданы «вокзалы-близнецы», выполнил российский зодчий Константин Тон, автор знаменитых московских построек — Храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца.

Строительство вокзала в Москве завершилось в 1849 году. Здание выдержано в стилистике высокого классицизма, для которого характерны строгость и монументальность, равномерное чередование элементов декора и симметричность композиции. Центральный двухэтажный объём сооружения, обращённый к Каланчёвской (ныне Комсомольской) площади, увенчан башней с часами, исполненной по мотивам западноевропейских ратуш. По периметру фасада тянется невысокая колоннада.

За полтора столетия вокзал трижды менял имя. При рождении наречённый Петербургским в 1855 году был назван Николаевским, после Гражданской войны стал Октябрьским, а затем — Ленинградским. В XX веке вокзал претерпел несколько реконструкций, значительно расширивших первоначальную постройку. При этом центральная часть здания сохранилась до наших дней без каких-либо изменений.

Обновлённый после реконструкции 2011–2013 гг. Ленинградский вокзал представляет собой современный комплекс обслуживания европейского уровня с обширной инфраструктурой, включающей фуд-корт, супермаркеты, сервисный центр и многое другое. От Ленинградского вокзала отправляются поезда, следующие в Санкт-Петербург, Петрозаводск, Таллин, Хельсинки, Великий Новгород, Мурманск и Псков.

Читать полностью Свернуть

Ярославский вокзал

Памятник архитектуры, Вокзал
Ярославский вокзал












Ещё два вокзала — Троицкий и Рязанский — выросли вслед за Николаевским вокзалом на Каланчёвской площади в 60-х годах XIX столетия. Сегодня это Ленинградский, Ярославский и Казанский вокзалы на площади Комсомольской, известной в народе как «Площадь трёх вокзалов».

Неоднократным изменениям подвергались не только названия, но и сами здания, расширялась и география движения. Так, Троицкий вокзал изначально обслуживал перевозки по железной дороге до Сергиева Посада. В 1870-м году магистраль продлили до Ярославля, и вокзал стал Ярославским. К концу XIX века «чугунка» дотянулась до Архангельска, появились и другие направление. Увеличение пассажиропотока обусловило необходимость создания более крупного вокзала.

Перестройка старого сооружения была осуществлена на рубеже XIX — XX веков стараниями двух выдающихся русских архитекторов — Льва Кекушева и Фёдора Шехтеля. Последний стал автором нового фасада здания, решённого в неорусском стиле. Неповторимый облик вокзала создают декоративные элементы, присущие древнерусскому зодчеству: высокая кровля, огромная входная арка с килем-козырьком, стилизованные под крепостные полукруглые боковые башенки. В XX столетии вокзал пережил две реконструкции и два переименования. В 1922 году стал Северным, а в 1955-м вернул своё историческое название.

Ярославский вокзал стал начальным пунктом самой протяжённой в мире железной дороги — Транссиба. С его перронов отправлялись участники «Великих строек коммунизма» в Сибири и на Дальнем Востоке. Сегодня это один из крупнейших вокзалов столицы, ежедневно обслуживающий свыше 30 пар поездов дальнего следования. Ярославский вокзал соединяет Москву с городами Урала, Сибири, Севера и Дальнего Востока, а также со столицами Китая, Монголии и Северной Кореи.

Читать полностью Свернуть

Казанский вокзал

Памятник архитектуры, Вокзал
Казанский вокзал












Появившийся в 1862–1864 годах вокзал, первоначально обслуживающий Московско-Рязанскую магистраль, именовался Рязанским. В 1893 году открылось движение по железной дороге «Москва — Казань», что в дальнейшем определило соответствующее переименование, а также перестройку ставшего тесным здания.

Проект современного вокзала разработал архитектор Алексей Щусев, в будущем прославившийся как автор Мавзолея Ленина. Строительство комплекса началось в 1913 году и окончательно завершилось спустя почти три десятилетия. Облик Казанского вокзала, призванного, согласно идее Николая II, стать восточными воротами Москвы, представляет собой синтез русского и восточного национальных стилей. Архитектурной доминантой асимметричной композиции, соединяющей в себе разновеликие объёмы, стала угловая многоярусная башня высотой 73 м, стилизованная под башню Сююмбике Казанского Кремля. Слева от неё расположена невысокая башня с часами, на циферблате которых изображены знаки Зодиака. В ходе реконструкции в конце 1987–1997 гг. самобытный ансамбль Казанского вокзала дополнили новые корпуса. Тогда же по сохранившимся чертежам А. Щусева была возведена Царская башня, где с 2012 года открыт камерный выставочный зал. Посетители башни могут увидеть картины отечественных живописцев, работающих в традициях русской классической школы.

Сегодня Казанский вокзал является начально-конечным пунктом нескольких направлений: восточного, южного и юго-западного. Отсюда ежедневно отправляются фирменные поезда в Казань, Воронеж, Самару, Чебоксары, Ростова-на-Дону, Адлер, Пензу и другие российские города. Вокзал осуществляет регулярные рейсы в Киргизию, Узбекистан и Казахстан.

Читать полностью Свернуть

Белорусский вокзал

Достопримечательность, Вокзал
Белорусский вокзал












Пожалуй, самый известный вокзал в Москве. Известный, прежде всего, благодаря своему историческому значению. Именно с перронов Белорусского вокзала в 1941 году советские солдаты отправлялись на борьбу с врагом, здесь впервые была исполнена песня «Священная война». Славу достопримечательности принесла и одна из лучших кинокартин, посвящённых теме Великой Отечественной войны, — фильм «Белорусский вокзал».

Вокзал на площади Тверской заставы существует с 1870 года, с открытия Московско-Смоленской железной дороги. Сменявшие друг друга наименования отражали расширение географии проходящих через него направлений: Смоленский, Брестский, Белорусско-Балтийский. Современное название вокзал носит с 1936 года.

Сохранившийся до наших дней живописный облик сооружение приобрело в 1912 году. Автором проекта реконструкции выступил талантливый инженер-архитектор Иван Струков. Здание являет собой интересный образец сочетания неоклассических тенденций с элементами готики. За более чем столетие архитектура вокзала не подвергалась серьёзным изменениям. Вместе с тем, Белорусский не миновали нововведения современности, давшие возможность реализации разнообразных услуг.

Вокзал связывает Москву с западными регионами России, с Белоруссией, Литвой, странами Центральной и Восточной Европы.

Читать полностью Свернуть

Курский вокзал

Вокзал
Курский вокзал












Курский вокзал, ведущий своё летоисчисление с 1866 года, не может похвастаться историческим обликом. Этот гигантский комплекс из бетона и стекла появился уже в 1972 году.

Интересно, что в XIX веке вокзал имел не только другое имя (Нижегородский), но и иное месторасположение. Находилось тогда ещё деревянное здание у Покровской (ныне Абельмановской) заставы. Позднее железнодорожные линии продлили вглубь города, и в 1896 году вокзал возник в более удобном месте — на Садовом кольце. Это было изящное каменное здание в стиле неоклассицизм.

В XX столетии вокзал пережил две перестройки, автором которых стал мастер постконтруктивизма Георгий Волошинов. Кардинальные преобразования не уничтожили старый вокзал, его помещения вошли в состав нового здания. Фасад, выходящий на привокзальную площадь, был превращён в стеклянную витражную поверхность высотой 15 м. Оригинальное воплощение получила и крыша, выполненная в виде 9-метрового складчатого козырька. Сооружение, способное разместить около 11 тысяч пассажиров, считалось крупнейшим вокзалом Советского Союза.

В отличие от большинства московских вокзалов, Курский является транзитным: железная дорога на нём не заканчивается, а проходит через вокзал. Терминал обслуживает скорые и пассажирские поезда, а также пригородные электропоезда, следующие в двух основных направлениях: Курском и Горьковском.

Читать полностью Свернуть

Киевский вокзал

Памятник архитектуры, Вокзал
Киевский вокзал












Железнодорожная дорога соединила Москву с Брянском лишь за год до начала XX столетия. Тогда же был построен деревянный вокзал, названный Брянским. Спустя тринадцать лет, в рамках юбилейных торжеств, посвящённых победе в Отечественной войне 1812 года, было принято решение о создании нового сооружения, призванного стать крупнейшим вокзалом Москвы.

К 1918 году на месте первоначальной неприметной постройки выросло каменное неоклассицистское здание. Над его проектом работали видные архитекторы того времени — И. Рерберг и В. Олтаржевский. Главной особенностью композиции стал контраст высокой башни и горизонтального корпуса с колоннадой. До настоящего времени в башне сохранились механические часы, установленные ещё при возведении здания. По чертежам знаменитого русского инженера В. Шухова был изготовлен уникальный дебаркадер: обширное пространство над платформами было перекрыто застеклёнными стальными арками. Дебаркадер дважды реконструировали, каждый раз сохраняя его первозданный облик.

Вокзал, с 1934 года именуемый Киевским, является начальным пунктом Киевского направления Московской железной дороги. Отсюда отправляются поезда, следующие в Брянск, крупные города Украины, Молдавии, в государства Южной и Юго-Восточной Европы.

Читать полностью Свернуть

Павелецкий вокзал

Памятник архитектуры, Вокзал
Павелецкий вокзал












Одной из крупнейших железнодорожных магистралей, существовавших в дореволюционной России, была Рязанско-Уральская железная дорога, связывающая 12 губерний империи. Выход к Москве дорога получила в конце XIX столетия. А в 1900 году (предположительно по проекту А. Красовского) был возведён вокзал, наречённый Саратовским, поскольку непосредственно в Саратове располагалось управление Рязанско-Уральской дороги.

В середине XX века дорога прекратила своё существование, бывшие её участки вошли в состав Приволжской, Юго-Восточной и Московской железных дорог. Тогда же вокзал сменил название, в честь первой на пути из Москвы узловой станции — Павелец. Однако это не первое его переименование. В 1924–1925 годах вокзал был Ленинским: именно сюда в январе 1924 года из подмосковных Горок привезли тело Владимира Ульянова (Ленина). Построенный ещё до революции паровоз У-127, который вёл «траурный поезд», сегодня является ценнейшим экспонатом Музея Московской железной дороги, расположенного около Павелецкого вокзала.

В 1987 году вокзал подвергся реконструкции, в результате которой его помещения были расширены в 6 раз. При этом удалось сохранить первозданное обличье архитектурного сооружения. Здания отличается симметричностью: над центральной частью возвышается купольный свод, завершением выступающих боковых объёмов являются мансарды. Фасад, обращённый к привокзальной площади, облицован декоративным кирпичом. Павелецкий вокзал по праву считается одним из красивейших вокзалов столицы.

Поезда, отходящие от Павелецкого вокзала, следуют в сторону Среднего и Нижнего Поволжья, Центрального Черноземья, на юг России, а также в Казахстан.

Читать полностью Свернуть

Рижский вокзал

Достопримечательность, Вокзал
Рижский вокзал












Неофициальный статус самого тихого и спокойного вокзала столицы имеет Рижский вокзал, с платформ которого в сутки отправляются всего три поезда дальнего следования — в Ригу, Великие Луги и Псков.

Вокзал появился в 1901 году для обслуживания Московско-Виндавской железной дороги, связывающей центральную Россию с незамерзающими портами Балтики. За первую половину XX века вокзал успел сменить несколько имён: был Виндавским, Балтийским, Ржевским и, наконец, Рижским. Неизменным и поныне осталось прекрасное здание в псевдорусском стиле, построенное архитектором Юлием Дидерихсом по проекту известного петербургского зодчего, академика архитектуры Станислава Бржозовского.

Одной из особенностей вокзала стало то, что его здание располагается не перпендикулярно, а параллельно железнодорожным путям. Архитектурная композиция представляет собой череду «русских теремов», соединённых одноэтажными переходами. Рижский вокзал не раз становился декорацией для съёмок отечественного кино. Живописное строение запечатлелось в фильмах «Семнадцать мгновений весны», «Вокзал для двоих», «Адмиралъ».

В начале нынешнего столетия часть путей Рижского вокзала превратилась в экспозиционную площадку железнодорожной техники музея Московской железной дороги, открытую для посещения с 2004 года. В историческом здании вокзала находится недорогая современная гостиница — «Хостел на Рижском».

Читать полностью Свернуть

Савеловский вокзал

Вокзал
Савеловский вокзал












Савёловский — единственный среди московских вокзалов, работающий исключительно на пригородное сообщение. Однако так было далеко не всегда. Ещё двадцать лет назад отсюда отправлялись пассажирские составы в малоизвестные населенные пункты Московской, Тверской, Ярославской, Новгородской и Ленинградской областей.

Своим рождением вокзал, как и сама Савёловская железнодорожная линия, обязан знаменитому русскому предпринимателю и меценату Савве Мамонтову. Построенная на рубеже XIX — XX веков по его инициативе новая «чугунка» доходила до села Савёлово, что обеспечивало достаточно быструю транспортировку грузов с Волги в Москву. В дальнейшем планировалось продление магистрали до Калязина, Углича и Рыбинска.

Вокзал для Савёловской дороги возвели в 1902 году у Бутырской заставы и на протяжении десяти лет именовали Бутырским. Это было небольшое одноэтажное здание, не имевшее даже парадного входа со стороны площади. Реконструкция, сделавшая сооружение двухэтажным и увеличившая её внутреннее пространство в 2,5 раза, была осуществлена уже в 1987–1992 годах.

На исходе XX столетия вокзал оказался под угрозой закрытия. Тем не менее, отсюда были переведены лишь поезда дальнего следования. Сегодня от Савёловского вокзала отходят электропоезда, следующие в Лобню, Дмитров, Дубну, Савёлово, Костино.

Читать полностью Свернуть
Посмотреть все объекты на карте
Поделиться
Похожие гиды