Выбор города
По алфавиту
По региону
LOCALWAY LOCALWAY
Москва
Другие гиды
Смотреть ещё

9 железнодорожных вокзалов Москвы

Достопримечательности
520
Невероятно красивый и динамичный мегаполис — Москва — ежедневно встречает миллионы гостей со всего света. Ежечасно принимают тысячи путешественников из всех уголков самой большой в мире страны девять московских железнодорожных вокзалов. Каждый вокзал столицы — не просто промежуточный пункт для поездов и здание для обслуживания пассажиров, а памятник истории, произведение архитектуры и инженерного искусства. Созданные в разное время стараниями разных выдающихся мастеров московские вокзалы под влиянием сменяющих друг друга веяний модифицировали свои имена и облик, при этом всегда оставались примерами идеального сочетания эстетики и функциональности. С посещения одного из вокзалов для многих начинается первое знакомство с Москвой. Мы же предлагаем не ограничиваться пунктом своего прибытия или отправления, а совершить своеобразную экскурсию по всем девяти вокзалам, являющимся парадными транспортными воротами столицы.
Поделиться

Ленинградский вокзал

Памятник архитектуры, Вокзал
Ленинградский вокзал












Это первый железнодорожный вокзал в Москве. Его история началась в 1842 году, когда Николаем I был подписан указ о сооружении железной магистрали, призванной обеспечить транспортное сообщение между двумя крупнейшими городами империи –Санкт-Петербургом и Москвой. Тогда же было принято решение о строительстве Петербургского (в Москве) и Николаевского (в Петербурге) вокзалов, в точности повторяющих друг друга. Архитектурный проект, по которому были созданы «вокзалы-близнецы», выполнил российский зодчий Константин Тон, автор знаменитых московских построек — Храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца.

Строительство вокзала в Москве завершилось в 1849 году. Здание выдержано в стилистике высокого классицизма, для которого характерны строгость и монументальность, равномерное чередование элементов декора и симметричность композиции. Центральный двухэтажный объём сооружения, обращённый к Каланчёвской (ныне Комсомольской) площади, увенчан башней с часами, исполненной по мотивам западноевропейских ратуш. По периметру фасада тянется невысокая колоннада.

За полтора столетия вокзал трижды менял имя. При рождении наречённый Петербургским в 1855 году был назван Николаевским, после Гражданской войны стал Октябрьским, а затем — Ленинградским. В XX веке вокзал претерпел несколько реконструкций, значительно расширивших первоначальную постройку. При этом центральная часть здания сохранилась до наших дней без каких-либо изменений.

Обновлённый после реконструкции 2011–2013 гг. Ленинградский вокзал представляет собой современный комплекс обслуживания европейского уровня с обширной инфраструктурой, включающей фуд-корт, супермаркеты, сервисный центр и многое другое. От Ленинградского вокзала отправляются поезда, следующие в Санкт-Петербург, Петрозаводск, Таллин, Хельсинки, Великий Новгород, Мурманск и Псков.

Читать полностью Свернуть

Ярославский вокзал

Памятник архитектуры, Вокзал
Ярославский вокзал












Ещё два вокзала — Троицкий и Рязанский — выросли вслед за Николаевским вокзалом на Каланчёвской площади в 60-х годах XIX столетия. Сегодня это Ленинградский, Ярославский и Казанский вокзалы на площади Комсомольской, известной в народе как «Площадь трёх вокзалов».

Неоднократным изменениям подвергались не только названия, но и сами здания, расширялась и география движения. Так, Троицкий вокзал изначально обслуживал перевозки по железной дороге до Сергиева Посада. В 1870-м году магистраль продлили до Ярославля, и вокзал стал Ярославским. К концу XIX века «чугунка» дотянулась до Архангельска, появились и другие направление. Увеличение пассажиропотока обусловило необходимость создания более крупного вокзала.

Перестройка старого сооружения была осуществлена на рубеже XIX — XX веков стараниями двух выдающихся русских архитекторов — Льва Кекушева и Фёдора Шехтеля. Последний стал автором нового фасада здания, решённого в неорусском стиле. Неповторимый облик вокзала создают декоративные элементы, присущие древнерусскому зодчеству: высокая кровля, огромная входная арка с килем-козырьком, стилизованные под крепостные полукруглые боковые башенки. В XX столетии вокзал пережил две реконструкции и два переименования. В 1922 году стал Северным, а в 1955-м вернул своё историческое название.

Ярославский вокзал стал начальным пунктом самой протяжённой в мире железной дороги — Транссиба. С его перронов отправлялись участники «Великих строек коммунизма» в Сибири и на Дальнем Востоке. Сегодня это один из крупнейших вокзалов столицы, ежедневно обслуживающий свыше 30 пар поездов дальнего следования. Ярославский вокзал соединяет Москву с городами Урала, Сибири, Севера и Дальнего Востока, а также со столицами Китая, Монголии и Северной Кореи.

Читать полностью Свернуть

Казанский вокзал

Памятник архитектуры, Вокзал
Казанский вокзал












Появившийся в 1862–1864 годах вокзал, первоначально обслуживающий Московско-Рязанскую магистраль, именовался Рязанским. В 1893 году открылось движение по железной дороге «Москва — Казань», что в дальнейшем определило соответствующее переименование, а также перестройку ставшего тесным здания.

Проект современного вокзала разработал архитектор Алексей Щусев, в будущем прославившийся как автор Мавзолея Ленина. Строительство комплекса началось в 1913 году и окончательно завершилось спустя почти три десятилетия. Облик Казанского вокзала, призванного, согласно идее Николая II, стать восточными воротами Москвы, представляет собой синтез русского и восточного национальных стилей. Архитектурной доминантой асимметричной композиции, соединяющей в себе разновеликие объёмы, стала угловая многоярусная башня высотой 73 м, стилизованная под башню Сююмбике Казанского Кремля. Слева от неё расположена невысокая башня с часами, на циферблате которых изображены знаки Зодиака. В ходе реконструкции в конце 1987–1997 гг. самобытный ансамбль Казанского вокзала дополнили новые корпуса. Тогда же по сохранившимся чертежам А. Щусева была возведена Царская башня, где с 2012 года открыт камерный выставочный зал. Посетители башни могут увидеть картины отечественных живописцев, работающих в традициях русской классической школы.

Сегодня Казанский вокзал является начально-конечным пунктом нескольких направлений: восточного, южного и юго-западного. Отсюда ежедневно отправляются фирменные поезда в Казань, Воронеж, Самару, Чебоксары, Ростова-на-Дону, Адлер, Пензу и другие российские города. Вокзал осуществляет регулярные рейсы в Киргизию, Узбекистан и Казахстан.

Читать полностью Свернуть

Белорусский вокзал

Достопримечательность, Вокзал
Белорусский вокзал












Пожалуй, самый известный вокзал в Москве. Известный, прежде всего, благодаря своему историческому значению. Именно с перронов Белорусского вокзала в 1941 году советские солдаты отправлялись на борьбу с врагом, здесь впервые была исполнена песня «Священная война». Славу достопримечательности принесла и одна из лучших кинокартин, посвящённых теме Великой Отечественной войны, — фильм «Белорусский вокзал».

Вокзал на площади Тверской заставы существует с 1870 года, с открытия Московско-Смоленской железной дороги. Сменявшие друг друга наименования отражали расширение географии проходящих через него направлений: Смоленский, Брестский, Белорусско-Балтийский. Современное название вокзал носит с 1936 года.

Сохранившийся до наших дней живописный облик сооружение приобрело в 1912 году. Автором проекта реконструкции выступил талантливый инженер-архитектор Иван Струков. Здание являет собой интересный образец сочетания неоклассических тенденций с элементами готики. За более чем столетие архитектура вокзала не подвергалась серьёзным изменениям. Вместе с тем, Белорусский не миновали нововведения современности, давшие возможность реализации разнообразных услуг.

Вокзал связывает Москву с западными регионами России, с Белоруссией, Литвой, странами Центральной и Восточной Европы.

Читать полностью Свернуть

Курский вокзал

Вокзал
Курский вокзал












Курский вокзал, ведущий своё летоисчисление с 1866 года, не может похвастаться историческим обликом. Этот гигантский комплекс из бетона и стекла появился уже в 1972 году.

Интересно, что в XIX веке вокзал имел не только другое имя (Нижегородский), но и иное месторасположение. Находилось тогда ещё деревянное здание у Покровской (ныне Абельмановской) заставы. Позднее железнодорожные линии продлили вглубь города, и в 1896 году вокзал возник в более удобном месте — на Садовом кольце. Это было изящное каменное здание в стиле неоклассицизм.

В XX столетии вокзал пережил две перестройки, автором которых стал мастер постконтруктивизма Георгий Волошинов. Кардинальные преобразования не уничтожили старый вокзал, его помещения вошли в состав нового здания. Фасад, выходящий на привокзальную площадь, был превращён в стеклянную витражную поверхность высотой 15 м. Оригинальное воплощение получила и крыша, выполненная в виде 9-метрового складчатого козырька. Сооружение, способное разместить около 11 тысяч пассажиров, считалось крупнейшим вокзалом Советского Союза.

В отличие от большинства московских вокзалов, Курский является транзитным: железная дорога на нём не заканчивается, а проходит через вокзал. Терминал обслуживает скорые и пассажирские поезда, а также пригородные электропоезда, следующие в двух основных направлениях: Курском и Горьковском.

Читать полностью Свернуть

Киевский вокзал

Памятник архитектуры, Вокзал
Киевский вокзал












Железнодорожная дорога соединила Москву с Брянском лишь за год до начала XX столетия. Тогда же был построен деревянный вокзал, названный Брянским. Спустя тринадцать лет, в рамках юбилейных торжеств, посвящённых победе в Отечественной войне 1812 года, было принято решение о создании нового сооружения, призванного стать крупнейшим вокзалом Москвы.

К 1918 году на месте первоначальной неприметной постройки выросло каменное неоклассицистское здание. Над его проектом работали видные архитекторы того времени — И. Рерберг и В. Олтаржевский. Главной особенностью композиции стал контраст высокой башни и горизонтального корпуса с колоннадой. До настоящего времени в башне сохранились механические часы, установленные ещё при возведении здания. По чертежам знаменитого русского инженера В. Шухова был изготовлен уникальный дебаркадер: обширное пространство над платформами было перекрыто застеклёнными стальными арками. Дебаркадер дважды реконструировали, каждый раз сохраняя его первозданный облик.

Вокзал, с 1934 года именуемый Киевским, является начальным пунктом Киевского направления Московской железной дороги. Отсюда отправляются поезда, следующие в Брянск, крупные города Украины, Молдавии, в государства Южной и Юго-Восточной Европы.

Читать полностью Свернуть

Павелецкий вокзал

Памятник архитектуры, Вокзал
Павелецкий вокзал












Одной из крупнейших железнодорожных магистралей, существовавших в дореволюционной России, была Рязанско-Уральская железная дорога, связывающая 12 губерний империи. Выход к Москве дорога получила в конце XIX столетия. А в 1900 году (предположительно по проекту А. Красовского) был возведён вокзал, наречённый Саратовским, поскольку непосредственно в Саратове располагалось управление Рязанско-Уральской дороги.

В середине XX века дорога прекратила своё существование, бывшие её участки вошли в состав Приволжской, Юго-Восточной и Московской железных дорог. Тогда же вокзал сменил название, в честь первой на пути из Москвы узловой станции — Павелец. Однако это не первое его переименование. В 1924–1925 годах вокзал был Ленинским: именно сюда в январе 1924 года из подмосковных Горок привезли тело Владимира Ульянова (Ленина). Построенный ещё до революции паровоз У-127, который вёл «траурный поезд», сегодня является ценнейшим экспонатом Музея Московской железной дороги, расположенного около Павелецкого вокзала.

В 1987 году вокзал подвергся реконструкции, в результате которой его помещения были расширены в 6 раз. При этом удалось сохранить первозданное обличье архитектурного сооружения. Здания отличается симметричностью: над центральной частью возвышается купольный свод, завершением выступающих боковых объёмов являются мансарды. Фасад, обращённый к привокзальной площади, облицован декоративным кирпичом. Павелецкий вокзал по праву считается одним из красивейших вокзалов столицы.

Поезда, отходящие от Павелецкого вокзала, следуют в сторону Среднего и Нижнего Поволжья, Центрального Черноземья, на юг России, а также в Казахстан.

Читать полностью Свернуть

Рижский вокзал

Достопримечательность, Вокзал
Рижский вокзал












Неофициальный статус самого тихого и спокойного вокзала столицы имеет Рижский вокзал, с платформ которого в сутки отправляются всего три поезда дальнего следования — в Ригу, Великие Луги и Псков.

Вокзал появился в 1901 году для обслуживания Московско-Виндавской железной дороги, связывающей центральную Россию с незамерзающими портами Балтики. За первую половину XX века вокзал успел сменить несколько имён: был Виндавским, Балтийским, Ржевским и, наконец, Рижским. Неизменным и поныне осталось прекрасное здание в псевдорусском стиле, построенное архитектором Юлием Дидерихсом по проекту известного петербургского зодчего, академика архитектуры Станислава Бржозовского.

Одной из особенностей вокзала стало то, что его здание располагается не перпендикулярно, а параллельно железнодорожным путям. Архитектурная композиция представляет собой череду «русских теремов», соединённых одноэтажными переходами. Рижский вокзал не раз становился декорацией для съёмок отечественного кино. Живописное строение запечатлелось в фильмах «Семнадцать мгновений весны», «Вокзал для двоих», «Адмиралъ».

В начале нынешнего столетия часть путей Рижского вокзала превратилась в экспозиционную площадку железнодорожной техники музея Московской железной дороги, открытую для посещения с 2004 года. В историческом здании вокзала находится недорогая современная гостиница — «Хостел на Рижском».

Читать полностью Свернуть

Савеловский вокзал

Вокзал
Савеловский вокзал












Савёловский — единственный среди московских вокзалов, работающий исключительно на пригородное сообщение. Однако так было далеко не всегда. Ещё двадцать лет назад отсюда отправлялись пассажирские составы в малоизвестные населенные пункты Московской, Тверской, Ярославской, Новгородской и Ленинградской областей.

Своим рождением вокзал, как и сама Савёловская железнодорожная линия, обязан знаменитому русскому предпринимателю и меценату Савве Мамонтову. Построенная на рубеже XIX — XX веков по его инициативе новая «чугунка» доходила до села Савёлово, что обеспечивало достаточно быструю транспортировку грузов с Волги в Москву. В дальнейшем планировалось продление магистрали до Калязина, Углича и Рыбинска.

Вокзал для Савёловской дороги возвели в 1902 году у Бутырской заставы и на протяжении десяти лет именовали Бутырским. Это было небольшое одноэтажное здание, не имевшее даже парадного входа со стороны площади. Реконструкция, сделавшая сооружение двухэтажным и увеличившая её внутреннее пространство в 2,5 раза, была осуществлена уже в 1987–1992 годах.

На исходе XX столетия вокзал оказался под угрозой закрытия. Тем не менее, отсюда были переведены лишь поезда дальнего следования. Сегодня от Савёловского вокзала отходят электропоезда, следующие в Лобню, Дмитров, Дубну, Савёлово, Костино.

Читать полностью Свернуть
Посмотреть все объекты на карте
Поделиться