Выбор города
По алфавиту
По региону
LOCALWAY LOCALWAY
Москва
Другие гиды
лучших мест в Москве для отдыха с детьми
6 лучших мест в Москве для отдыха с детьми
заведений Москвы с постными блюдами
37 заведений Москвы с постными блюдами
отменных блюд азиатской кухни в заведениях Москвы
15 отменных блюд азиатской кухни в заведениях Москвы
недорогих заведений Москвы с отличной кухней
17 недорогих заведений Москвы с отличной кухней
заведений с отменными мясными блюдами
15 заведений с отменными мясными блюдами
восхитительных десерта в заведениях Москвы
24 восхитительных десерта в заведениях Москвы
лучших ресторанов Москвы второй половины 2016 года
6 лучших ресторанов Москвы второй половины 2016 года
лучших катков Москвы сезона 2016/2017
12 лучших катков Москвы сезона 2016/2017
лучших горнолыжных курортов России
7 лучших горнолыжных курортов России
мест для зимнего отдыха на ВДНХ
8 мест для зимнего отдыха на ВДНХ
горнолыжных склонов в пределах области
6 горнолыжных склонов в пределах области
отличных горнолыжных склонов за МКАДом
6 отличных горнолыжных склонов за МКАДом
отличных вариантов зимнего активного отдыха в Москве
7 отличных вариантов зимнего активного отдыха в Москве
интересных мест на Старом Арбате
15 интересных мест на Старом Арбате
главных достопримечательностей музея-заповедника «Царицыно»
20 главных достопримечательностей музея-заповедника «Царицыно»
заведений Москвы с самой вкусной пиццей
19 заведений Москвы с самой вкусной пиццей
лучших панорамных ресторанов Москвы
10 лучших панорамных ресторанов Москвы
лучших парков Москвы
10 лучших парков Москвы
интересных мест в ГУМе
12 интересных мест в ГУМе
железнодорожных вокзалов Москвы
9 железнодорожных вокзалов Москвы
Смотреть ещё

10 знаковых произведений Третьяковской галереи

Искусство
3896
Никита Мёдов
Историк искусства. Автор просветительского проекта «Кабинет Искусств» www.kabinetiskusstv.ru
Прогулка по Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке на протяжении уже многих десятилетий является одним из самых популярных культурных мероприятий в столице. Кто-то первый раз приходит сюда еще в юношеские годы (кажется, этого не избежал ни один московский школьник), а кто-то уже взрослым человеком, с целью увидеть давно знакомые по репродукциям шедевры русской живописи. Надеюсь, что этот краткий гид поможет спланировать свой визит и тем, кто впервые собирается посетить один из самых главных музеев страны, и тем, кто бывал здесь уже не раз.
Поделиться

Искусство XVIII века

Искусство XVIII века












Традиционный визит в Третьяковскую галерею начинается с той самой части помещений, которая когда-то была жилым домом семьи ее основателя ‒ Павла Третьякова, залы №1-7 на втором этаже. Именно здесь расположены первые семь залов (всего современная Галерея насчитывает 62 зала), сквозь которые обычно быстренько пробегают, не уделяя им должного внимания. Рекомендуем вам задержаться. Ведь эти залы позволяют нам окунуться в атмосферу удивительного XVIII века. Здесь представлена очень ценная коллекция живописи и скульптуры эпохи, начавшейся в правление Петра I и завершившейся коротким пребыванием на российском престоле Павла I. Главную роль в то время в изобразительном искусстве играл портрет, поэтому со всех сторон на нас взирают самые разные представители времени больших перемен и грандиозных свершений в русской культуре. В силу особого, часто идеализированного исполнения, необходимости знать историю жизни изображенного и эпохи в целом, эти залы, как уже было отмечено, незаслуженно пропускаются большинством посетителей. Но если всмотреться в лица на портретах, то можно даже не зная подробностей их биографии, ощутить особое настроение, «дуновение века».

Гуляя по залам галереи не пропускайте скульптуру! Иногда она теряется за яркостью картин, но ее лучшие образцы, созданные Федотом Шубиным, Иваном Мартосом, Михаилом Козловским, определённо заслуживают должного внимания.

Читать полностью Свернуть

«Портрет цесаревны Анны Петровны», И.Н. Никитин

«Портрет цесаревны Анны Петровны», И.Н. Никитин












Перед осмотром зала №1 стоит вспомнить о том, что в России светский портрет (то есть изображение человека не на иконе) появился довольно поздно, лишь в XVII веке. Одним из ценных примеров того, как выглядели эти изображения, может послужить «Портрет Ивана Щепотева» кисти неизвестного художника конца XVII века. При всей оригинальности в нем еще нет глубины пространства, отсутствует тональность, фигура неподвижна. Но уже совсем скоро появляется первый художник, основатель новой русской портретной школы ‒ Иван Никитин. Здесь же, в первом зале, можно увидеть несколько его чудесных произведений. Например, «Портрет цесаревны Анны Петровны», созданный не позднее 1716 года. Юная дочь Петра I изображена на нем примерно в возрасте 7 лет, хотя выглядит взрослее. Верная передача возраста тогда еще не входила в задачи художника при написании портрета. Но необыкновенные живописные контрасты, выразительные, привлекательные черты лица притягивают взгляд к полотну и позволяют предположить, какой по характеру была цесаревна Анна.

Читать полностью Свернуть

«Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком», Георг Христоф Гроот

«Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком», Георг Христоф Гроот












Особую группу в искусстве XVIII века, называемую «россика», составляют произведения, созданные в России иностранными художниками. В зале №3 обратите внимание на работы Георга Христофа Гроота. Проведя в России 8 лет своей жизни, он создал прекрасные камерные портреты Елизаветы Петровны и других высокопоставленных лиц. Никто из русских художников тогда еще так не рисовал.

Читать полностью Свернуть

«Портрет неизвестного в треуголке», Ф.С. Рокотов

«Портрет неизвестного в треуголке», Ф.С. Рокотов












В зале №4 вас ждет встреча с работами самого загадочного русского художника-портретиста XVIII века ‒ Федора Рокотова. О его жизни мало что известно. Многие созданные им картины также хранят свои тайны. Обратим внимание на три портрета, связанные с семьей Струйских. Это портрет Николая Струйского, его жены и так называемый «Портрет неизвестного в треуголке». Николай Струйский ‒ придворный, почитатель Екатерины II, бесконечно посвящавший ей свои хвалебные стихи, очень ценил творчество Рокотова. Он изображен художником в 1772 году, тогда же был создан портрет его молодой супруги Александры, являющийся, на сегодняшний день, одной из жемчужин коллекции Третьяковки. Удивительный по колориту, нежным, дымчатым переходам цвета, образ Александры очаровывает красотой и таинственностью взгляда, оставляя нам лишь догадываться о том, что за душа скрывалась за этими необыкновенными глазами. Третий портрет ‒ настоящая загадка. Он также происходит из имения Струйских. Удалось установить, что за маскарадным костюмом скрывается другое изображение ‒ прекрасная девушка в платье и несколько иной позе. По неведомым причинам художник, полностью сохранив лицо, спустя время изменил одеяние. По одной из версий, перед нами первая жена Николая Струйского, изображение которой он решил сохранить, но замаскировать перед вторым браком.

Читать полностью Свернуть

«Явление Христа народу» («Явление Мессии»), А.А. Иванов

«Явление Христа народу» («Явление Мессии»), А.А. Иванов












Одним из самых знаменитых шедевров XIX века в Третьяковской галерее является картина Александра Иванова «Явление Христа народу» («Явление Мессии»), представленная в зале №10. Посвятивший работе над этим масштабным полотном двадцать лет своей жизни, художник очень внимательно прорабатывал каждую деталь, создав при этом большое количество рисунков и эскизов, многие из которых сами по себе являются чудесными картинами. Так, в зале №12 посмотрите живописные итальянские пейзажи: долины, горы, деревья. В творческих поисках Иванов не жертвует художественным мастерством и пишет волшебными изумрудно-зелеными и землисто-охристыми красками виды итальянской природы.

Читать полностью Свернуть

«Тройка», В.Г. Перов

«Тройка», В.Г. Перов












Из художников-реалистов, чьи работы стали основой коллекции Павла Третьякова, тех живописцев, чье творчество без устали прославлял критик Владимир Стасов, хочется остановиться у полотен Василия Перова (зал №17). При всей обличительности русской действительности последней трети XIX века, в этих картинах, часто небольшого формата, не чувствуется однозначности, безапелляционности и категоричности. Художник воздействует на зрителя каким-то другим, более тонким образом, взывает к гуманизму и добру. Передавать словами сюжеты я не стану ‒ лучше один раз увидеть. Всмотритесь повнимательней, и, при желании, постройте аналогии с сегодняшним днем. Возможно, у вас появится новое видение истории и современности.

Читать полностью Свернуть

«Мокрый луг», Ф.А. Васильев

«Мокрый луг», Ф.А. Васильев












В зале №18, где выставлены работы Алексея Саврасова, в том числе и самая известная среди его полотен ‒ «Грачи прилетели», часто остается незамеченным творчество чудесного пейзажиста Фёдора Васильева, который за 23 года своей очень короткой жизни создал необыкновенные по воздействию, словно пропитанные ароматами земли виды России. Задержитесь возле этих картин. К примеру, одна из них ‒ пейзаж «Мокрый луг», написана в последние месяцы жизни художника и наполнена каким-то удивительным светом, дарящим зрителю особые ощущения. И дело здесь не только в красках.

Читать полностью Свернуть

«Н.А. Некрасов в период «Последних песен», И.Н. Крамской

«Н.А. Некрасов в период «Последних песен», И.Н. Крамской












Просторный зал №20 знакомит нас с работами замечательного художника, идеолога передвижников, друга и соратника Павла Третьякова и учителя уже знакомого нам Фёдора Васильева ‒ Ивана Крамского. Особое место в его творчестве всегда занимал жанр портрета. В Галерее представлены очень точные по свидетельствам современников (как по внешнему сходству, так и по психологической характеристике) портреты Николая Некрасова, Льва Толстого, Михаила Салтыкова-Щедрина и самого основателя Галереи Павла Третьякова. Стоит отметить, что коллекция Третьяковки не случайно так богата изображениями деятелей российской культуры XIX века. Такую цель ‒ сохранить в памяти потомков образы прославленных поэтов, писателей, музыкантов, художников и т.д. ‒ Третьяков поставил перед собой еще в 1860-е годы. Над пополнением собрания такими работами, помимо Ивана Крамского, усердно трудились и другие знаменитые художники: Василий Перов (зал №17), Илья Репин (залы №29-30), Николай Ге (зал №31). Возвращаясь к творчеству Крамского, обратите внимание на два портрета Николая Некрасова. Первый из них, где поэт изображен со скрещенными на груди руками, довольно типичен и является документальным свидетельством, созданным по заказу Третьякова. Второй портрет более интимен. Художник рисует Некрасова в привычной для него обстановке «в период последних песен». Лицо написано с натуры и вставлено в общую композицию. Обе картины созданы почти в одно время, но сильно отличаются друг от друга. Третьяков выбрал первую. А какая больше понравится вам?

Читать полностью Свернуть

«Бабушкин сад», В.Д. Поленов

«Бабушкин сад», В.Д. Поленов












Экспозиция продолжается на первом этаже Галереи. Спустившись по лестнице, вы сразу попадаете в маленький зал с работами Василия Поленова (№35). Большинство представленных здесь картин художника ‒ это своеобразные истории в пейзаже. Например, работа «Бабушкин сад» может послужить основой для целой повести о жизни, которую, возможно, и рассказывает своей внучке пожилая дама, гуляя по своему давно заросшему саду.

Читать полностью Свернуть

Древнерусское искусство

Древнерусское искусство












Если у вас еще останутся силы, то обязательно пройдитесь по залам с древнерусским искусством (№56-62). Большая часть данной коллекции появилась в собрании Галереи позже. Сам Павел Третьяков иконы активно не собирал. Но включение древнерусской живописи в экспозицию позволило осветить весь путь развития русского искусства. Безусловно, иконопись требует особого взгляда и глубоких знаний. Но можно и просто насладиться необыкновенными композициями, чудесными деталями и удивительными цветами.

Читать полностью Свернуть
Посмотреть все объекты на карте
Поделиться
Похожие гиды