Выбор города
По алфавиту
По региону
LOCALWAY LOCALWAY
Москва
Другие гиды
Смотреть ещё

14 картин - тур по главным работам Третьяковской галереи на Крымском валу

Искусство
5020
Пётр Ширковский
Искусствовед, художник, коллекционер произведений современного искусства, режиссер документальных фильмов, краевед юго-запада Москвы
Второе здание Третьяковской галереи находится на Крымском Валу, в парке искусств «Музеон», и целиком посвящено русскому искусству XX века. Выставочная площадь составляет порядка двенадцати тысяч квадратных метров. Не запутаться в абстракционизме, кубизме, супрематизме, сюрреализме и концептуализме и прочих «-измах» как всегда поможет Localway. Основная часть постоянной экспозиции находится на четвертом этаже, с него и стоит начинать осмотр.
Поделиться

«Звон», Аристарх Лентулов

«Звон», Аристарх Лентулов












Картина «Звон», расположенная в пятом зале галереи – одна из лучших работ Аристарха Лентулова. На полотне, выполненном в направлении «кубизм», изображена колокольня Ивана Великого на Соборной площади московского Кремля. Стиль предполагает дробление объекта на элементарные геометрические фигуры. Выделяя их различными яркими цветами, художник пытался передать тот звон и гул, который создает колокол.

Читать полностью Свернуть

«Композиция VII», Василий Кандинский

«Композиция VII», Василий Кандинский












Одна из самых известных работ Василия Кандинского – «Композиция VII» – находится в девятом зале. Художник, до тридцати лет являвшийся доцентом юридического факультета Московского Университета, с профессиональной дотошностью подошел к изучению живописи и стал одним из основоположников абстракционизма. Кандинский вывел понятие «контрапунктов» ‒ противопоставлений цветов и форм, которые отражают чувства и переживания. Так, например, на полотне «Композиция VII» белый цвет символизирует вечность и бытие, красный – силу, синий ‒ покой. Развитие контрапунктов происходит по диагонали ‒ от нижнего левого угла к верхнему правому.

Читать полностью Свернуть

«Над городом», Марк Шагал

«Над городом», Марк Шагал












Пожалуй, самая известная картина Марка Шагала – «Над городом». Она тоже располагается в девятом зале галереи. Художник изобразил себя и свою жену Беллу Розенфельд летящими над Витебском. Шагал мастерски сочетает на полотне высокое с приземленным: хотя центром картины является парящая влюбленная пара, живописец не забыл и о деталях ‒ обыденных реалиях жизни.

Читать полностью Свернуть

«Черный супрематический квадрат», Казимир Малевич

«Черный супрематический квадрат», Казимир Малевич












Одна из самых популярных и обсуждаемых картин современности – «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича – находится в шестом зале. Всего существует пять «черных квадратов», в галерее выставлен первый из них, созданный в 1915 году. Согласно идее Малевича, супрематизм (от латинского supremus – высший) должен завершить прежнюю историю изобразительного искусства и открыть новую, в которой живопись наконец освободится от функций и задач, навязанных религией, культурой и обществом. По мнению художника, на первый план вместо эстетики должна выйти идея, ее новизна и ценность.

На выставке «Суперматизм живописи» была представлена серия из 39 картин нового направления. «Черный квадрат» висел в углу под потолком, что вызывало ассоциации с иконой в красном углу русского дома.

Читать полностью Свернуть

«Пробегающий пейзаж», Иван Клюн

«Пробегающий пейзаж», Иван Клюн












«Пробегающий пейзаж» Ивана Клюна также расположен в шестом зале. Художник попытался воспроизвести ту картину, которую видит из окна пассажир быстро движущегося поезда. Последователь Малевича создал полотно в стиле кубофутуризма, однако пошел немного дальше. Помимо нарисованных элементов, на картине присутствуют детали, выполненные из дерева, металла и проволоки. Сам художник назвал это направление «кинетическим кубизмом».

Читать полностью Свернуть

«Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин

«Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин












Принесшая всемирную славу Кузьме Сергеевичу Петрову-Водкину картина «Купание красного коня» находится в тринадцатом зале галереи. Художник начинал свой путь в живописи с написания икон, что не могло не сказаться на его последующих работах. Так, своим цветом конь обязан именно иконописи.

Специалисты говорят о том, что картина имеет социальный характер – красный конь символизирует Россию.

Судьба полотна складывалась непросто. В 1914 году картина была представлена на «Балтийской выставке» в Швеции и, в связи с разразившейся Первой мировой, вынужденно осталась там на долгие годы. Лишь в 1950 году родственники художника смогли вернуть «Купание красного коня» на родину.

Читать полностью Свернуть

«Восстание», Климент Редько

«Восстание», Климент Редько












Полотно Климента Редько «Восстание», расположенное в пятнадцатом зале, ‒ один из первых опытов исторической картины на тему российской революции.

Композиция чрезвычайно напоминает православную иконографию: Ленин, как творец мировой революции в центре, будто светящийся, в красном ромбе, окружен младшими членами советского правительства.

Читать полностью Свернуть

«Будущие летчики», Александр Дейнека

«Будущие летчики», Александр Дейнека












Одно из известнейших произведений социалистического реализма – картина Александра Дейнеки «Будущие летчики» ‒ расположена в шестнадцатом зале галереи.

На полотне изображены подростки, увлеченно обсуждающие маневры пролетающего мимо самолета. Картина не только демонстрирует трогательную жанровую сцену, но и несет оптимистичную метафору. Лиц ребят не видно – образы обобщены и символизируют счастливое будущее, ожидающее всех советских людей.

Читать полностью Свернуть

«Феномен», Павел Челищев

«Феномен», Павел Челищев












Павел Челищев – малоизвестный в России, но признанный в Америке и Европе художник.

Интересно, что мастер стал прародителем мистического сюрреализма, продолжателем которого спустя десятилетие оказался Сальвадор Дали.

Полотно «Феномен» находится в двадцатом зале. Многофигурная композиция, являющаяся частью триптиха «Ад-Чистилище-Рай», складывается из отдельных сцен и напоминает работы Иеронима Босха, переложенные на современный лад. Пирамида увенчана небоскребами Нью-Йорка, отвесные скалы переходят в пустыню. Монстр в окружении голов и золотых слитков символизирует власть денег. Стихийные бедствия, экологические катастрофы, мутации, горящие груды отходов ‒ картина ада современной цивилизации.

В левом нижнем углу художник изобразил себя.

Читать полностью Свернуть

«В.И. Ленин в Смольном», Исаак Бродский

«В.И. Ленин в Смольном», Исаак Бродский












Одна из самых тиражируемых картин «ленинианы» – «В.И. Ленин в Смольном» Исаака Бродского ‒ находится в двадцать пятом зале галереи.

Сюжет относится к первым месяцам советской власти, когда кабинет Ленина располагался в Смольном институте Петрограда. Художнику принципиально важно было передать рабочую атмосферу, царящую в комнате. Бродский детально вырисовывает элементы интерьера: овальный столик, массивную зачехленную мягкую мебель, стул и даже розетку на стене. Достоверности добавляет и то, что Ленин на полотне изображен практически в полный рост.

Читать полностью Свернуть

«И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», Александр Герасимов

«И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», Александр Герасимов












Картина Александра Герасимова «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», в шутку прозванная в народе «Два вождя после дождя», расположена в двадцать шестом зале. Изначально полотно носило пафосное название «На страже мира». За работу художник был удостоен Сталинской премии первой степени.

Стоит отметить, что множество картин Герасимовым были созданы в угоду времени и славы ради. При этом художник был личностью довольно оригинальной: чего стоит одна только серия картин о бане. Баню, кстати, Герасимов позднее переделал под жилое помещение и сдавал желающим, но непременно вместе с предбанником, в котором находился насест со старой, облезлой курицей, за которой постояльцам полагалось чутко следить.

Читать полностью Свернуть

«Коммунальная кухня», Михаил Рогинский

«Коммунальная кухня», Михаил Рогинский












«Коммунальная кухня» Михаила Рогинского, расположенная в тридцатом зале, принадлежит к так называемому «Московскому циклу», написанному в Париже. В 60-х годах художник создал целую серию картин с изображением привычных предметов коммунального быта: чайников, примусов, кастрюль, спичечных коробков, газовых плит.

Читать полностью Свернуть

«Тучи растут», Эрик Булатов

«Тучи растут», Эрик Булатов












Эрик Булатов стал одним из основоположников соц-арта. В его картине «Тучи растут», расположенной в тридцать пятом зале, стираются границы между вербальным и визуальным восприятием. Острым треугольником слово вторгается в небо и создает напряжение, которое может считываться, как предгрозовое состояние природы. Художнику удается найти равновесие между резким текстовым сообщением и фотографической резкостью пейзажа.

Читать полностью Свернуть

«У моря. Семья», Дмитрий Жилинский

«У моря. Семья», Дмитрий Жилинский












Картина Дмитрия Жилинского «У моря. Семья» находится в тридцать шестом зале. Автор обращается к наследию древнерусской иконописи и раннему Возрождению.

На полотне изображена семья художника: на первом плане его жена Нина с детьми, на втором – сам Жилинский, обращенный лицом к зрителю.

Картина выделилась на фоне главенствующего в 50-60-е годы «сурового стиля» своей лиричностью и оптимизмом.

Читать полностью Свернуть
Посмотреть все объекты на карте
Поделиться
Похожие гиды