Выбор города
По алфавиту
По региону
LOCALWAY LOCALWAY
Казань
Другие гиды
Смотреть ещё

9 театральных площадок Казани

Достопримечательности
1294
Ольга Туманская
Журналист, редактор отдела «Культура» журнала «Татарстан»
Недавно мы с коллегами шутки ради составили рейтинг театральных буфетов. Посмеялись от души, но вот что интересно — мнения наши полностью совпали. А вот, что касается самих театров — здесь можно спорить долго и яростно, а в итоге так и не прийти к общему знаменателю. Потому что искусство — не буфет. К счастью, театральная жизнь Казани настолько разнообразна, что на каждого зрителя здесь найдется «свой» театр, способный «зацепить», проникнуть в самые глубины подсознания или, как минимум, дать темы для обсуждений и повод задуматься. В этом гиде, написанном специально для Localway, я собрала ведущие театральные площадки нашего города.
Поделиться

Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля

Достопримечательность, Театр, Опера и балет
Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля












ТАГТОиБ им. М.Джалиля — один из крупнейших музыкальных театров России. Его репертуар включает шедевры мировой и русской классики, и, конечно же, выдающиеся произведения татарстанских композиторов. Это «звездные» имена и мировой уровень театральных постановок — недаром спектаклями театра заинтересовался главный европейский телеканал классической музыки Mezzo, благодаря которому оперу «Джалиль» и балет «Золотая орда» увидели жители 40 стран мира.

Высокие традиции этого театра были заложены еще в XVIII веке. Датой начала постоянных оперных сезонов в Казани считается 26 августа 1874 года, когда артистами казанской труппы была дана опера Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Уже тогда театром было поставлено 38 опер и 13 оперетт, среди которых были произведения Верди, Россини, Чайковского, Бизе и других великих композиторов.

В 1899 на сцене театра выступил легендарный Федор Шаляпин, а спустя почти сто лет, в 1992 году, спектаклем «Щелкунчик» продирижировал (!) звезда мирового балета Рудольф Нуриев. Сегодня «визитными карточками» третьей культурной столицы по праву считаются ежегодные международные фестивали оперного и балетного искусства, носящие имена этих мэтров. Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина и Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева привлекают на подмостки ТАГТОиБ самых ярких звезд оперы и балета — ведущих исполнителей России, ближнего и дальнего зарубежья. Ирина Архипова, Дмитрий Хворостовский, Хибла Герзмава, Любовь Казарновская, Михаил Казаков, Альбина Шагимуратова, Владимир Васильев, Илзе Лиепа, Юргита Дронина, Ирек Мухамедов — вот далеко не полное созвездие имен, вошедших в фестивальную историю театра.

«Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда… Мы — странная смесь нежности и грубости… Татарин — хороший комплекс звериных черт, и это то, что есть я», — говорил великий танцовщик Рудольф Нуриев. Все это свойственно и сегодняшнему татарстанскому балету. Так, совсем недавно театр представил свой премьерный спектакль — зрелищную постановку «Дон Кихот». Но, не спецэффекты или яркие декорации стали основным достоинством спектакля. «То, что делает Кристина Андреева в партии Китри по виртуозности и характеру еще никто не превзошел. Такую прима-балерину иметь в труппе — счастье», — сказал на премьере известный балетный критик Сергей Коробков, отмечая высокий исполнительский уровень казанской труппы.

Впрочем, казанский театр оперы и балета способен удивить не только своими классическими постановками. На этой сцене достаточно и экспериментов. Почитатели новаторского подхода к искусству без труда найдут в афише театра для себя много интересного. Например, мистерию на великолепную музыку Карла Орфа «Carmina Burana, или Колесо Фортуны». Для постановки этого модерн-балета специально приезжал в Казань известный петербуржский балетмейстер Александр Полубенцев. На ногах танцовщиков «джазовки» и даже джоли-джамперы, а на сцене на равных правах с балетными артистами выступают и хор, и оркестр, и даже маленькие вокалисты детского коллектива «Делиция».

Любители экстравагантных оперных постановок смогут оценить необычную подачу оперы Доницетти «Любовный напиток». История любви Адины и Неморино перенесена в наши дни. В итоге, на сцене — современные, где-то даже откровенные, костюмы, декорации «из жизни» и неожиданные перемещения актеров.

А вот спектакль на музыку Мессы си минор Баха DONA NOBIS PACEM («Даруй нам мир») способен удовлетворить вкусы самых взыскательных театралов. На сцене казанского театра его поставил легендарный хореограф Владимир Васильев. Этот проект — давняя мечта мэтра. Мировая премьера состоялась этой весной в Казани, и только затем спектакль «уехал» в Москву, где был показан на Исторической сцене Большого театра России. В масштабной постановке заняты солисты, хор, балет, оркестр. Выступления сопровождаются компьютерной 3D-графикой, которая сочетается с масштабной сценографией художника Виктора Герасименко.

Располагается казанский театр оперы и балета в историческом центре города — на главной его площади, по соседству с Государственным Большим концертным залом имени Сайдашева, историческим зданием Казанской ратуши (бывшее Дворянское собрание), а также зданием Кабинета министров РТ и другими государственными учреждениями. Огибая здание театра по периметру, можно увидеть сразу несколько памятников: Владимиру Ленину, Александру Пушкину и Габдулле Тукаю.

Стоит посмотреть:

«Дон Кихот»

«Carmina Burana, или Колесо Фортуны»

«Аида»

«Спартак»

«Любовный напиток»

«DONA NOBIS PACEM»

«Золотая орда»

Читать полностью Свернуть

Татарский государственный академический театр им. Галиасгара Камала

Достопримечательность, Театр
Татарский государственный академический театр им. Галиасгара Камала












Невозможно познать культуру Татарстана, не побывав в главном национальном театре республики. Татарский академический театр имени Галиаскара Камала или, как его называют татарстанцы, Камаловский театр, с успехом сочетает национальные традиции татарского народа с современным подходом к театральному искусству.

История профессионального татарского театра началась в декабре 1906 года, когда представителями прогрессивной казанской молодежи — участниками театральной труппы «Сайяр» — были сыграны первые публичные спектакли на татарском языке. Примечательно, что именно в Казани впервые в мире на театральные подмостки взошла женщина-мусульманка. Ею стала Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская. С первых же дней «Сайяр» стала очагом распространения просвещения, культуры, демократических устремлений среди народа. И сегодня ее приемник — Татарский академический театр имени Галиаскара Камала — следует этим традициям.

Высокий уровень исполнительского искусства и режиссерской работы поставил Камаловский в ряды сильнейших национальных театров страны. Главным режиссером театра является Фарид Бикчантаев — преемник и ученик выдающегося режиссера Марселя Салимжанова, лауреата премии «Золотая маска».

Сегодня в репертуаре театра с национальными комедиями соседствуют и социальные злободневные драмы, и вечная «классика», и ультрасовременные спектакли. Кстати, малая сцена театра Камала давно снискала славу экспериментальной. Здесь с успехом идут такие постановки, как «Вне закона» по сценарию Джима Джармуша, спектакль «Однажды летним днем», поставленный по произведению современного норвежского драматурга Йона Фоссе, смелая драма «Улетные танцы», поднимающая тему человеческого достоинства и множество других интересных постановок.

Спектакли Камаловского идут на татарском языке. Для русскоязычных зрителей в театре предусмотрен синхронный перевод — все кресла большого и малого залов имеют специальный разъем для наушников. Сами наушники выдаются под залог небольшой суммы (от 100 рублей) в фойе театра.

Театр является организатором и площадкой для таких мероприятий, как Международный театральный фестиваль тюркских народов и театрально-образовательный форум «Науруз», Всероссийский фестиваль молодой татарской режиссуры «Ремесло».

Расположен Татарский академический театр имени Галиаскара Камала в живописном месте — в самом центре города, на берегу озера Нижний Кабан. С территории театра можно выйти на благоустроенную набережную. Летом на площади перед театром работают фонтаны, разбиты цветники, звучит музыка. Для удобства зрителей на территории театра работает парковка (заезд со стороны улицы Татарстан).

Стоит посмотреть:

«Ходжа Насретдин»

«Однажды летним днем»

«Мулла»

«Вне закона»

«Меня зовут красный»

«Улетные танцы»

«Ричард III»

Читать полностью Свернуть

Казанский академический русский большой драматический театр имени Качалова

Достопримечательность, Театр
Казанский академический русский большой драматический театр имени Качалова












Качаловский театр — один из старейших в России. Его история насчитывает более 220 лет, начиная с 1791 года, когда в Казани был открыт первый публичный театр с полулюбительской труппой. В 1803 году стартовала профессиональная эпоха русского театра в Казани. У него появилось свое здание, в котором стала выступать труппа крепостных актеров.

Сегодня в репертуаре театра можно найти как произведения русской и мировой классики, так и современную драматургию — всего 24 спектакля, из которых 4 — детских.

С 1994 года бессменным художественным руководителем и директором театра Качалова является Александр Славутский. С его приходом у театра появился свой «фирменный» стиль. Практически все спектакли Качаловского сопровождаются яркими декорациями и феерическими костюмами — одним словом, на этой сцене всегда есть место празднику. Песенные и танцевальные номера — еще один неотъемлемый атрибут качаловских спектаклей — наверняка, по достоинству оценят любители музыкальных постановок и водевилей.

Здание театра расположено в самом «сердце» города — на пешеходной улице Баумана, так называемом «казанском Арбате». Этот исторический дом был построен в 1833 году и принадлежал купцу Синякову. Свой законченный вид он получил в 1914 году. Спустя ровно сто лет здание театра подверглось полномасштабной реконструкции. Сегодня оно гармонично сочетает в себе историческое архитектурное наследие и современную техническую «начинку». Большая и малая сцены представляют собой трансформируемые пространства для экспериментов и воплощения смелых творческих замыслов. Так, первой премьерой, представленной на большой сцене после реставрации, стал спектакль «Безумный день или женитьба Фигаро». Режиссеру удалось удивить зрителей еще до появления актеров, когда пол под сидящими на сцене музыкантами медленно опустился, превратив часть пространства в оркестровую яму.

Стоит посмотреть:

«Скрипач на крыше»

«Визит дамы»

«Безумный день или женитьба Фигаро»

«Американская шлюха, или путешествие по России с папой-алкоголиком»

«Вишневый сад»

«Мышеловка»

Читать полностью Свернуть

Казанский государственный театр юного зрителя

Театр
Казанский государственный театр юного зрителя












Казанский ТЮЗ имеет славную историю, которая началась в достаточно сложные предвоенные годы — свой первый спектакль «Ровесники» труппа представила в ноябре 1932 года. А уже в 1946 году на первом Всесоюзном смотре детских театров Казанский ТЮЗ был назван в числе лучших театров страны.

Примечательно, что в «лихие» 90-е, когда для многих российских театров настали не самые лучшие времена, Казанский ТЮЗ собирал аншлаги. Во многом это было связано с появлением новых творческих форм, смелых трактовок и неожиданных репертуарных решений в тюзовских стенах. Так, например, надолго запомнилась казанцам неоднозначная драма «Билокси-блюз», поставленная по пьесе американского драматурга Нила Саймона, или такие яркие спектакли, как «Добрый человек из Сычуани» по произведению Брехта и «Погром» по роману Бориса Васильева. Последний, кстати, был удостоен Государственной премии РФ.

Одним из первых в республике удостоился казанский ТЮЗ и высшей театральной премии «Золотая маска». В 1996 году лучшим спектаклем года была названа постановка «Буря», по пьесе Шекспира.

Театр всегда находился «в руках» высококлассных режиссеров — Юрия Погребничко, Бориса Цейтлина, Вадима Голикова, Феликса Григорьяна, Владимира Чигишева. Все эти годы казанский ТЮЗ держал свою «марку», серьезно и профессионально относясь к детскому спектаклю. Впрочем, как вы уже поняли, в его афише всегда было много интересного и для семейного просмотра, и для сугубо взрослой аудитории.

Сегодня для казанского ТЮЗа наступила новая эра. Творческий вектор театру задает молодой режиссер Туфан Имамутдинов. Его назначение вызвало неоднозначную реакцию труппы. Режиссер-новатор был принят далеко не всеми. Впрочем, это только подогрело интерес к театру — сегодня зритель с нетерпением ждет новых постановок, обсуждает их в соцсетях, спорит о достоинствах и недостатках. Новые спектакли театра, как и прежде, никого не оставляют равнодушным.

Стоит посмотреть:

«Война глазами детей. Фрагменты»

«Продавец дождя»

«Оскар и розовая мама»

«Очень простая история»

«Любовь людей»

Читать полностью Свернуть

Театр. Акт

Театр
Театр. Акт












Театр.Акт был создан двумя единомышленниками всего три года назад. Но, за этот короткий срок он снискал славу и сумел занять свою нишу в театральной жизни города. Это единственный камерный театр в Казани. Театр-эксперимент, театр абсурда — именно такой театр интересен молодым режиссерам и актерам Ангелине Миграновой и Родиону Сабирову.

«Мы ставили Ионеско, Беккета, МакДонаха, которых редко кто ставит в Казани. Мы постоянно идем на риск, в этом и азарт», — говорит Ангелина Мигранова о том, как формируется репертуар Театра.Акт. Здесь играют то, на что не решаются другие театры. Для своих постановок молодые режиссеры выбирают самые нетривиальные произведения. И, похоже, главные критерий отбора — наличие философской начинки. Нетривиален и их подход к сценографии — в ход идут не только конструкции из дерева или металла, но и вода, и песок, и лед, и огонь.

А зрительного зала в этом театре не существует. Только сцена, на которой находится место не только для актеров и декораций, но и зрителя. Все на расстоянии вытянутой руки, отчего вибрирующая актерская энергетика быстрее проникает в душу каждого, кто приходит сюда. Так что, приготовьтесь к тому, что не только актерам, но вам самим придется изрядно потрудиться — осмыслить, пережить, прочувствовать. Это очень интимное место, потому что нет ничего более открытого, чем обнаженная душа — здесь, в тесных декорациях с приглушенным светом, это ощущается особенно отчетливо.

Стоит посмотреть:

«Антигона. Фрагменты»

«Лысая певица»

«Однажды мы все будем счастливы»

«Летние осы кусают нас даже в ноябре»

Читать полностью Свернуть

Экият

Театр
Экият












Это не театр — это настоящий дворец детства, глядя на который охотно веришь — здесь творятся чудеса и живут сказки! Без сомнения, новое здание Театра кукол — причудливый архитектурный шедевр из детских снов и фантазий. Зимой, под Новый год, прямо перед ним вырастает искрящийся ледовый городок, полный холодных и прозрачных лабиринтов, горок, скульптур. Что и говорить, это одно из самых любимых зимних местечек казанской ребятни. Здесь обитают потешные пони, а иногда заезжает и хозяин зимы. Так что, если повезет, можно посидеть в санях самого Деда Мороза.

История театра началась в 1934 году. Сегодня, спустя столько лет, «Экият» является одним из ведущих театров кукол страны. В его репертуаре 40 спектаклей на любой вкус — сказки народов мира, древние истории и современные детские пьесы. Спектакли идут на русском и татарском языках. Куклы, под стать репертуару, самые разнообразные — от классических до ультрасовременных в стиле «модерн».

Стоит посмотреть:

«Цветик-семицветик»

«Малыш и Карлсон»

«Щелкунчик»

«Приключения Трассовичка»

«Три дочери»

«Ханума»

«Парк дорожных знаков»

Читать полностью Свернуть

Театр на Булаке

Театр
Театр на Булаке












Пожалуй, это самый демократичный театр Казани. И молодежный — во всех смыслах! Но, это не значит, что «Молодежный» только для молодых. Скорее, он для тех, кто молод душой, несмотря ни на что. Здесь энергия бьет ключом. Здесь пахнет кофе и звучит «Битлз». Здесь вместо кресел — мягкие диваны. Здесь режиссер лично приветствует зрителя, открывая практически каждый спектакль.

Театр на Булаке — один из самых молодых театров Казани. Он был создан всего пять лет назад командой единомышленников — режиссером, мастером нестандартных драматургических приемов Евгением Аладинским, нынешним директором театра Виктором Степанцовым, режиссером и преподавателем Казанского Театрального училища Рустамом Фаткуллиным и талантливыми студентами Казанского Театрального училища. Расположился новоиспеченный театр в ретро-клубе «Крылья». Ребята сами оборудовали зал и сцену, по частям собрали антураж и сделали декорации.

Сегодня в афише театра 20 спектаклей. «Примадонны», «О, счастливчик», «Golden Boys», «Неспящие в Лондоне» — заставят хохотать от души и скрасят самый унылый вечер. Впрочем, в репертуаре «Молодежного» не только шутки и пикантный юмор, здесь можно найти и драмы, и совсем неожиданные жанровые спектакли. Так, комедия абсурда «Эмигранты», трагикомедия «Зима» или драма «14 писем к…» заставят задуматься о вечном, станут благодатной темой для дружеских дискуссий. А для тех, кто понимает язык пластики, в афише Молодежного театра на Булаке целая россыпь новаторских спектаклей: пластическая драма «Одержимый», пластический перфоманс по Шекспиру «Игра в шахматы», пластическая мим-драма без слов «Иллюзии чувств» и, конечно же, музыкально-пластическая драма «Цой».

Стоит посмотреть:

«Зима»

«О, счастливчик»

«Эмигранты»

«Рассказы по Чехову»

«Игра в шахматы»

«Пигмалион»

«14 писем к…»

Читать полностью Свернуть

Театр драмы и комедии им. К. Тинчурина

Театр
Театр драмы и комедии им. К. Тинчурина












У этого театра необычная история. Начиная с 1933 года, он постепенно рос из колхозно-совхозного до республиканского передвижного. Свое нынешнее имя и здание театр получил только в 1988 году, после 55 лет скитаний, став, наконец, стационарным.

Впрочем, даже сегодня театр является мобильным, радуя своими постановками не только городских, но и сельских жителей. В его афише сатира, эпос, водевиль и мелодрама — жанровая палитра театра разнообразна, как и сама драматургия. Труппа «Тинчуринского» с одинаковым успехом играет и пьесы зарубежных авторов, и российскую классику, и произведения татарских писателей.

В нынешнем сезоне сразу пять премьер: музыкальная деревенская комедия «Эх, яблоньки мои!», спектакль «Несбывшиеся мечты» по произведению Федерико Гарсиа Лорки, мелодрама «Чулпан», сказка «Книга сказок» и грустная комедия «В третьей комнате живет собака».

Спектакли идут на татарском языке. Для русскоязычных зрителей предусмотрен синхронный перевод. Специальное устройство-радиопередатчик можно получить в фойе театра.

Стоит посмотреть:

«Одна встреча — это целая жизнь!»

«Чулпан»

«Несбывшиеся мечты»

«Мы — дети сорок первого года»

«Черная палата»

«Гамлет. Сцены»

Читать полностью Свернуть

Творческая лаборатория «Угол»

Театр
Творческая лаборатория «Угол»












Это самая молодая и, пожалуй, самая независимая театральная площадка Казани. Творческая лаборатория «Угол» открылась в креативной резиденции «Штаб» в апреле 2015 года. С этого времени в темном трансформируемом пространстве без окон поселилось современное искусство. Всегда разное и многоликое. Здесь нет занавеса, огромной хрустальной люстры и красивых бархатных кресел — только черные стены, деревянный пол и легкие стулья. Это территория вечного поиска — та, которой так не хватало огромному городу.

Здесь нет постоянного репертуара, зато всегда есть что-то интересное. Лектории, кинопоказы, перфомансы, и, конечно же, театральные постановки — все это можно найти в расписании лаборатории. Как обещают ее организаторы, эпатажа и пошлости в «Углу» не будет, ровно, как и остро-политических и анти-религиозных тем. У этого пространства иные задачи — воспитать культурную, масштабно мыслящую аудиторию.

Среди недавних проектов лаборатории — поэтический батл, читки пьес в рамках конкурса современной драматургии PRO/ДВИЖЕНИЕ, и, конечно же, долгожданная премьера contemporary dance спектакля «Адски божественная комедия», для создания которого в Казань специально приехал культовый российский хореограф Александр Пепеляев.

Стоит посмотреть:

Многое. Следите за расписанием

Читать полностью Свернуть
Посмотреть все объекты на карте
Поделиться
Похожие гиды